gototopgototop

УДК 004:616.89

Значение манипуляций как угрозы информационно-психологической безопасности личности

Худайбердиев Асомиддин Курбанкулович - ассистент кафедры Теории и практики построения демократического общества в Узбекистане Ташкентского педиатрического медицинского института.

Алимова Мухиба Музаффаровна - старший преподаватель кафедры Теории и практики построения демократического общества в Узбекистане Ташкентского педиатрического медицинского института.

Абдуназаров Ойбек Абдумуталибович - старший преподаватель кафедры Теории и практики построения демократического общества в Узбекистане Ташкентского педиатрического медицинского института.

Аннотация: В статье раскрывается суть некоторых манипулятивных приемов и технологий воздействия на людей. Показывается их способность оказывать негативное влияние на личность. Делается вывод о необходимости целенаправленной работы с широкими слоями населения для выработки у них навыков целенаправленной социально-психологической защиты.

Ключевые слова: Манипулятивные приемы, технологии воздействия, навыки целенаправленной социально-психологической защиты.

В процессе реформирования общества и перехода к рыночным отношениям резко активизировалисьнекоторые информационно-коммуникативные процессы, осуществление которых происходит как опосредованно, через средства массовой коммуникации, так и непосредственно, при межличностном и личностно-групповом взаимодействии. Это, в свою очередь, привело к широкому распространению и интенсивному применению некоторых манипулятивных приемов и технологий воздействия на людей. Их дальнейшее использование в информационно-коммуникативных процессах на самые различные категории граждан стало к настоящему временинастолько масштабным, что это превратилось в серьёзную угрозу информационно-психологической безопасности личности и общества.

Применение таких манипулятивных приемов и технологий воздействия происходитв той части информационной среды общества, в которой окружающий человека мир отражается искажённо, оно основано на том, что вводящая людей в заблуждение информация погружает их в мир иллюзий, лишая возможности правильно воспринимать как окружающий их мир, так и самих себя.

В целом, средства информационно-психологического воздействия на человека, посредством которых может происходить и манипулятивное воздействие на него, включают в себя средства массовой коммуникации, литературу, искусство, образование, воспитание и личное общение.

Следует отметить, что внутренние источники угроз информационно-психологической безопасности личности заложены в самой биосоциальной природе психики человека, в особенностях ее формирования и функционирования, в индивидуально-психологическом воздействии, и присущи большинству людей.

Наиболее наглядно такое манипулирование проявляется при кризисных ситуациях в обществе, или в условиях нахождения человека в массовых скоплениях людей, в толпе, на митинге, на демонстрации, когда у многих людей повышается способность к внушаемости, и, соответственно, возрастает степень подверженности информационно-психологическим воздействиям. С человеком происходит своеобразное психическое заражение определенным психоэмоциональным состоянием, так же, как и на различных зрелищных мероприятиях.

Манипуляция в политике рассматривается в следующих двух основных значениях: 1) махинация; 2) система психологического воздействия, ориентированная на внедрение иллюзорных представлений [1].

К сожалению, широкое внедрение современных коммуникационных технологийстало катализатором и процессов информационно-психологического воздействия, придав психологическим манипуляциям, используемым в коммуникационных процессах, характер всеобщности и всеохватности.

Рассматривая все, как прежние, так и современные значения термина манипулирование, можно дать ему следующее определение – это способ психологического воздействия, который нацелен на изменение направления активности других людей и осуществляется настолько искусно, что не замечается ими, кроме того это способ применения власти, при которой обладающий ею влияет на поведение других людей, не объясняя им, чего он от них ожидает.

Манипуляция сознанием – это своеобразное господство над духовным состоянием людей, управление путем навязывания людям идей, установок, мотивов, стереотипов поведения, выгодных субъекту воздействия.

При этом практически невозможны организация и осуществление в полном объеме встречного контрманипулятивного воздействия, когда речь идёт о манипулировании в средствах массовой коммуникации. Это связано с тем, что каналы средств массовой коммуникации являются односторонним инструментом информационно-психологического воздействия их владельцев на потребителей информации, к тому же воздействие может осуществляться помимо воли адресата, например, когда информирование выступает в роли некоего фона в местах, где человек в то или иное время вынужден находится.

Наиболее универсальной манипулятивной технологией, в настоящее время, является формирование и распространение образов. При её применении формируются и распространяются заранее «сконструированные» образы или имиджи не адекватно отражающие реальные существенные характеристики и дезориентирующие людей, на которых направлено такое воздействие.

Информация, которая в той или иной форме освещается СМИ, превращается манипулятором в значительнуютем, что она помещается перед другими сообщениями, выделяется с помощью интонации, мимики, жестикуляции, внешнего антуража, других невербальных компонентов общения и паралингвистических средств. Это создаёт ощущение необычной важности передаваемой информации, сообщения, содержания телешоу. Сенсационность необходима, прежде всего, для того, чтобы привлечь внимание и расширить аудиторию воздействия распространяемой информации.

В связи с тем, что человек не может не беспокоиться относительно своего будущего (хотя бы неосознанно),используются приемы завоевания доверия, среди которыхнаиболее эффективным является предсказание событий, то есть сообщения о тех событиях которые могут случиться и об этом извещают заранее. Религиозные секты пугают концом света, а опытные манипуляторы сообщают о том, что точно знают наперед. Используя этот прием, иногда специалисты его обозначают как «голос пророка», можно существенно повысить степень доверия к источнику информации. Коммуникатор, применяя данный прием, может ссылаться на события, которые он, якобы, предсказал заранее и, которые получили развитие, схожее с «предсказанным» в силу объективных условий, либо в силу случайности. Вообще, среди профессиональных предсказателей и гадалокочень распространена подача информации в общем виде, который позволяет им, независимо от дальнейшего развития событий, впоследствии трактовать ее в выгодном для себя плане. В результате, стремление большинства людей к стабильным условиям существования, приводит к тому, что чем более нестабильна ситуация в обществе, тем больший спрос на прорицателей.

Таким образом, самым главным обстоятельством и характеристикой манипулятивного информирования является то, что предлагая слушателям или читателям вынести свое собственное суждение, СМИ создают лишь иллюзию независимости, объективности, возможности выбора из различных точек зрения и опоры на мнение аудитории. Мнение аудитории, у которой возникает негативная ответная реакция на определенную информацию, не распространяется на всю аудиторию воздействия. Массовая аудитория территориально разобщена и люди, потребляя информацию, находятся если не в одиночество, то по крайней мере в малых группах и имеют возможность возразить разве что друг перед другом. Публичное выражение своего протеста в отношении текущей информации нереально, а именно она становится постоянно действующим инструментом манипулятивного влияния на людей, которые при современной системе информирования, обречены на пассивность и существование лишь в качестве объекта воздействия.

В таких условиях наиболее эффективной защитой от такого воздействия нам представляется максимальная объективная информированность как можно более широкой аудитории, выработка у как можно большего числа лиц устойчивой системы обоснованных взглядов, широкое распространение подробных сведений о технике манипулятивного воздействия, и работа по выработке у широких слоёв населения способности к целенаправленной социально-психологической защите.

Список литературы

1. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. – М.: изд-во РАГС, 1998. – С. 125.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

 

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 350 рублей для России и 420 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 120 рублей

Реквизиты для оплаты через банк