УДК 727.3

Основные виды архитектурно-градостроительной классификации студенческих кампусов

Зобова Марина Геннадьевна - кандидат архитектуры, доцент кафедры Реставрации и реконструкции архитектурного наследия Самарского государственного архитектурно-строительного университета. (СГАСУ, г.Самара)

Никитина Анастасия Юрьевна - студент магистратуры кафедры Градостроительства Самарского государственного архитектурно-строительного университета. (СГАСУ, г. Самара)

Аннотация: В статье рассматривается архитектурно-градостроительная классификация студенческих кампусов. Выделяется классификация по гра-достроительным, функционально-планировочным и композиционным осо-бенностям. Каждый вид классификации подробно описывается с точки зре-ния архитектурно-градостроительных аспектов. Все классификационные ви-ды студенческих кампусов сопровождаются примерами из мировой практи-ки.

Ключевые слова: Высшее учебное заведение, студенческий кампус, архитектура студенческого кампуса, архитектурно-градостроительная классификация.

Кампус (англ.campus) - университетский городок, включающий, как правило, учебные помещения, научно-исследовательские институты, жилые помещения для студентов, библиотеки, аудитории, столовые и т. д. Слово «Campus» имеет латинское происхождение (обозначало «поле», «открытое пространство»). Впервые кампусом назвали территорию Принстонского университета в XVIII веке [1].

Классификация по градостроительным особенностям (рис. 1), в частности по градостроительной принадлежности, позволяет разделить все студенческие кампусы на три основных вида:

1. Городские распределенные комплексы. Они представляют собой совокупность университетских объектов, рассредоточенных в городской среде. Тип эффективен и исключительно хорошо «работает», только если городская среда, в которой размещены объекты университета, представляет собой большую ценность в культурном и социальном смысле этого слова. При этом такой тип комплекса имеет некоторые проблемы с устойчивым развитием и безопасностью. Например, кампус ВШЭ в г. Москве.

2. Городские интегрированные комплексы. Они представляют собой кампусы высокой плотности в городской застройке. Обособленность территории такого типа создает проблемы с развитием и новым строительством, безопасностью (требуются современные системы ограничения доступа и контроля на территорию кампуса), проблемы социального комфорта и проблемы с размещением дополнительных сооружений, требующих обособленного и специального зонирования. Эффективен, так же как и первый, только в социально-комфортной урбанистической среде крупного города. Например, кампус Университета в Гренобле, Франция.

3. Пригородные (загородные) локальные университетские кампусы. Они расположены за пределами плотной городской застройки. Это наиболее современная и признанная на сегодняшний день эффективной стратегия кампуса университета. Например, Калифорнийский университет в Беркли [2].

Классификация по функционально-планировочным особенностям (рис. 2) позволяет разделить все студенческие кампусы на пять основных видов:

1. Микрокампус – предполагает концентрацию всех минимально необходимых функций комплекса в одном объекте (Университет Боккони, Дизайн-школа в Копенгагене, Международная школа бизнеса в Сколково, Москва).

2. Миникампус – такой тип характерен для классических университетов, новых университетов (один университет – до 2000-5000 студентов), в сложных архитектурных, климатических или ландшафтных условиях (Гонконгский университет), где используются планировочные концепции «колледжа» или иная плотная пространственная сетка как основа архитектурно-градостроительных особенностей.

Для микро- и миникампусов характерны следующие пространственные принципы:

- высокая плотность застройки (связанная с высокой этажностью или высокоплотной ковровой структурой застройки с минимальными пространствами);

- наличие одного основного пространства как «коммуникатора» и места социальных взаимодействий, многофункциональность и совмещение в корпусах различных элементов.

3. Классический исторический кампус – с системой моллов и колледжей. Характерный пример – Оксфорд (некоторые современные университеты «воссоздают» эту модель, как, например, Университет Цзинань в КНР). Колледж представляет собой историческую пространственную схему: центром композиции был четырехугольный двор, как правило, квадратной или прямоугольной формы, вокруг которого формировались все функциональные объемы. Молл – внутриквартальное единое пешеходное пространство, проходящее через несколько кварталов-колледжей и окруженное типологически и пространственно сходными объектами, в классической модели университетского комплекса играет роль «знакового формирующего пространства».

4. Макрокампус – с большой плотностью застройки и/или сложной структурой, обычно неоднократно реконструируемый и перестраиваемый (Пекинский Университет). Со временем классические университеты, подвергаясь изменениям программы, под влиянием расширения и развития университета приходят к такой структуре.

5. Мегакампус – состоит из нескольких университетов (от 2 до 10) с общей социальной, инженерной и транспортной инфраструктурой – до 220000 чел. (Мегакампус в Гуанчжоу). Основные архитектурно-градостроительные принципы мегакампусов можно описать следующим образом:

- фрактальная структура (каждый элемент мегакампуса относительно независим и повторяет общую структуру мегамодели);

- общая инфраструктура (транспортная, социальная и инженерная);

- пространственное и стилевое разнообразие.

Классификация по композиционным особенностям (рис. 3) позволяет разделить все студенческие кампусы на семь основных видов:

1. Блочные кампусы. Характерны для плотной городской застройки, либо для особых климатических условий (Бизнес-школа Сколково, VI Парижский университет, Кампус Жюссье), используются при небольшом размере университета – мини и микрокампусы.

2. Одноцентровые кампусы. Примером служит институт Мэйсона, США.

3. Многоблочные кампусы. Основная технологическая зона этих кампусов состоит из пространственных ядер, объединяющих технологические единицы либо по принципу дополнения, либо по принципу контраста, как в Наньянгском университете.

4. Линейные кампусы (развивающиеся вдоль пространственно-коммуникационной и композиционной оси). Это не обязательно аналог «линейного города», это может быть университет с «городским фасадом» (Университет в Беркли), университет, нанизывающий основные пространства на композиционную ось (Уральский Федеральный Университет, г. Екатеринбург).

5. Квартальные кампусы. Характерны для плотной городской застройки, как, например, Университет Тсиньхуа, или с системой моллов и колледжей, как в классических университетах США и Великобритании (система «колледжей»).

6. Мультизональные кампусы. Характеризуются большими территориями и пространствами, формирующими отдельные функциональные зоны, которые имеют резервы для развития и заполняются свободно и независимо друг от друга (Мегакампус Гуанчжоу).

7. Многоядерные и формирующие городскую среду кампусы. Формирующие городскую среду университетские кампусы (среди исторических это были МИТ и Гарвард, создавшие Кембридж, из современных – новые «технологические» города [3].

 

Классификация кампусов по градостроительным особенностям

Рисунок 1.Классификация кампусов по градостроительным особенностям.

 

Классификация кампусов по функциональным особенностям

Рисунок 2. Классификация кампусов по функциональным особенностям.

 

Классификация кампусов по композиционным особенностям

Рисунок 3. Классификация кампусов по композиционным особенностям.

Список литературы

1. Википедия - официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Интернет: http://ru.wikipedia.org/wiki/Кампус.

2. Пучков М.В. Принципы организации образовательного пространства. Архитектурные школы и школы дизайна // «Архитектон: известия вузов» № 36 Декабрь 2011. URL: http://archvuz.ru/2011_4/5 (дата обращения: 01.03.2014).

3. Пучков М.В. Архитектурная идентичность организации: пространственные схемы кампусов // «Архитектон: известия вузов» № 38 Июнь 2012. URL: http://archvuz.ru/2012_2/3 (дата обращения: 01.03.2014).

Интересная статья? Поделись ей с другими: