Развитие концепции социальной ответственности

Савина Мария Вениаминовна - магистрантка Санкт-Петербургского государственного экономического университета. (СПбГЭУ, г.Санкт-Петербург)

Аннотация: Тема социальной роли бизнеса широко обсуждаема в наше время. В чем заключается социальная функция бизнеса? Насколько выгодно и невыгодно бизнесу быть социально ответственным? Эти и многие другие вопросы ставит перед собой компания, вступая на путь социальной ответственности.

Ключевые слова: Устойчивое развитие, социальная ответственность бизнеса, социальная роль, корпоративная ответственность.

Понятия «устойчивое развитие» и «социальная ответственность» близкие друг к другу, но не являются взаимозаменяемыми. Они скорее дополняют друг друга. Для того чтобы определить, как взаимосвязаны понятия «устойчивое развитие» и «социальная ответственность» обратимся прежде к понятию «устойчивое развитие». Устойчивое развитие в широком смысле и устойчивое развитие организации – это разные вещи с точки зрения заинтересованных лиц и их интересов. Устойчивое развитие в широком смысле не связано напрямую с устойчивой деятельностью каждой отдельной компании. Устойчивое развитие определено как «развитие, при котором нынешние поколения удовлетворяют свои потребности, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять собственные нужды, собственные потребности»[6]. Концепция устойчивого развития в широком смысле представляется набором идей, принципов, правил, которыми должны руководствоваться субъекты в своей деятельности. Что касается организации, то она тоже заинтересовано в устойчивом развитии, но своей деятельности. Цели и методы двух концепций могут не совпадать, и в чем-то противоречить, в силу того, что концепция в широком смысле охватывает интересы многих субъектов, которые могут не совпадать или мешать частично или полностью интересам отдельного субъекта. Здесь следует помнить, что основной целью коммерческой организации остается прибыль и ее увеличение. В основном устойчивость развития организации оценивается именно финансовыми показателями.

Возвращаясь к вопросу о взаимоотношении понятий «устойчивое развитие» и «социальная ответственность», можно сказать, что социальная ответственность является тем самым связующим звеном между устойчивым развитием в широком смысле и устойчивым развитием организации.

Для того чтобы пояснить данную точку зрения, обратимся подробнее к понятию «социальная ответственность бизнеса», а также к истории возникновения концепции социальной ответственности.

Взаимоотношения между бизнесом и обществом представляют собой один из наиболее интереснейших примеров взаимоотношений. В основе таких отношений лежат не только экономические аспекты, но и социальные и нравственные стороны жизни общества. Бизнес рассматривается не просто как альтернативный вариант помощи государству в выполнении его социальных функций. Правильнее будет говорить об отдельной социальной роли бизнеса. Данная роль предполагает осознание и принятие бизнесом (собственниками компаний, директорами, управляющим персоналом и др.) социальной ответственности.

Под социальной ответственностью понимается ответственность организации за воздействия и последствия воздействий ее решений, а также деятельности на окружающую среду, благосостояние и развитие общества. Помимо ответственности перед прямыми заинтересованными лицами (такими как владельцы компании, директора), которая включает в себя рациональное эффективное управление ресурсами компании, целью которого является прибыль и развитие организации, бизнесу определяют его ответственность перед обществом. Ответственность перед обществом включает в себя содействие устойчивому развитию и оздоровлению и благосостоянию общества [5].

Первым проявлением социальной ответственности предприятий можно назвать благотворительность. С развитием промышленности и резким индустриальным скачком в 19 веке сфера социальной ответственности расширяется. Как ответ на возросшую активную деятельность профсоюзов формируется западный подход к социальной ответственности бизнеса[3].

Уже в 30-х годах 20 века во времена Великой депрессии в США был принят ряд правительственных мер, направленных на защиту общественных интересов. В середине и второй половине 20 века многочисленные забастовки и деятельность профсоюзов подтолкнули правительства стран западного мира к созданию законных инструментов для отстаивания прав работников. Это привело к созданию компаниями вынужденной социальной политики в отношении своих работников, а также общественных объединений. Можно сказать, что важнейшим толчком к созданию концепции социальной ответственности на западе стало давление общества.

Еще одним важным фактором, направляющим компании в сторону социальной ответственности, стало доминирование идеи «компенсации». Суть идеи в предположении, что любой ущерб, материальный и нематериальный, легко монетизируется. За любые действия компании, приносящие вред обществу, людям, экологии, компании должны платить [7].

Помимо внешних факторов, повлиявших на формирование философии социальной ответственности бизнеса, существуют и внутренние причины, которые основываются не на принудительной силе государства и общества, а на внутренних побуждениях, политике и экономических целях компании. В эпоху развития конкуренции на рынке товаров, а также на рынке квалифицированного и неквалифицированного труда деятельность в рамках социальной ответственности становиться для компаний конкурентным преимуществом. Это проявляется в следующем:

⇛ осознание компаниями взаимосвязи роста потребления продукции с имиджем компании и доверием потребителей. Рост роли нематериальный активов, таких как деловая репутация;

⇛ осознанием значимости человеческого капитала, который также является ограниченным ресурсом. Социальные гарантии и поддержка со стороны предприятия наряду с материальным поощрением привлекает ценных работников.

⇛ осознание возможности компании активно участвовать в построении стабильной, развивающейся, предсказуемой благоприятной среды для бизнеса[4].

Помимо бремени со стороны государства, многие компании могут увидеть в концепции социальной ответственности еще одну возможность для обеспечения устойчивого развития компании.

Несмотря на преимущества, которые может дать компании политика, построенная на социальной ответственности, не все фирмы положительно относятся к возложенной на них социальной роли.

Большинство определений корпоративной социальной ответственности описывают ее как концепцию, согласно которой компании включают в свои бизнес операции социальные и экологические проблемы частично на добровольной основе, частично по принуждению государства.

Быть социально ответственным значит выполнять не только обязательные правовые требования и ожидания, но и идти дальше, а именно инвестировать больше в человеческий капитал и развитие общества добровольно, сверх установленных правовых норм. Именно такую концепцию предлагает Green Paper Promoting a European framework for Corporate Social Responsibility, представленная Европейским союзом в 2001 году[1,2].

Существует ряд проблем, с которыми сталкиваются компании на пути к социально ответственному бизнесу. Во-первых, очень часто со стороны государства бизнес рассматривается не как активный участник социальной политики, а как источник материальных средств.

Во-вторых, социальная деятельность требует определенных финансовых затрат. Не все компании могу позволить себе осуществлять социальную политику.

В-третьих, концепция социальной ответственности - это не только желание или обязательство помочь обществу. Осуществление социальной политики включает в себя четко поставленные цели, определенные показатели, систему учета и мониторинга, аудит, корректировки и улучшение [4].

В-четвертых, на пути реализации идей социальной ответственности компания сталкивается с неким противоречием между гуманностью и бескорыстием и желанием получить прибыль. Рациональное поведение компании направлено на достижение финансовых результатов. Социальную составляющую деятельности компания может рассматривать либо как один из методов, способствующих достижению основной цели, либо как обязательство, возложенное государством. Социальная политика должна строится таким образом, чтобы компании видели в ней не просто затратную статью, а деятельность, направленную на повышение имиджа компании, устойчивости деятельности и другие выгоды.

Подытожив, следует сказать, что концепция социальной ответственности связывает деятельность компании с устойчивым развитием общества. Через осуществление социальной роли фирмы вносят свой вклад в защиту окружающей среды, улучшение жизни окружающих людей, развитию науки. При этом социальная деятельность положительно отражается и на деятельности компании, повышая доверие общества к фирме.

Список литературы

1. Василенко Е. Социальная ответственность бизнеса: мировой опыт и российские реалии // Власть, № 1, 2006г.

2. Воеводкин Н.Ю. Социальная ответственность в системе корпоративного управления // Журнал «ARS ADMINISTRANDI» («Искусство управления»), 2011 г.

3. Глебова И.С. Социальная ответственность бизнеса в России и за рубежом: Учебное пособие. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2008.

4. Концепция социальной ответственности бизнеса в деятельности компании “Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия”, Проект Инициатива за социальную ответственность бизнеса.

5. Корпоративная социальная ответственность. Новая философия бизнеса. Учебное пособие. Внешэкономбанк, Москва, 2011 год.

6. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). М., 1989.

7. Николаев Н. Проблемы и пути развития корпоративной социальной ответственности в России // Экономические стратегии, № 6–7/2012, Москва, 2012.

Интересная статья? Поделись ей с другими: