УДК: 339.138

Рынок рекламы недвижимости сегодня и завтра, эволюция рекламных каналов

Григораш Дмитрий Романович - бакалавр кафедры Маркетинга Российского университета дружбы народов. (РУДН, г.Москва)

Аннотация: В статье проводится анализ возможного развития рынка рекламы недвижимости под воздействием современных трендов рекламных каналов.

Ключевые слова: Рынок рекламы недвижимости, рынок рекламы, маркетинг, недвижимость, реклама в прессе.

Рекламный рынок прессы, который всегда являлся одним из основных рекламных каналов для недвижимости, переживает не лучшие годы. Не смотря на стабильное положение в январе 2013 года за счет увеличение активности табачных компаний, которые старались увеличить объем рекламы табака перед её запретом, в дальнейшем начиная уже с первого квартала 2013 года видна отрицательная динамика рекламы в прессе по большинству категорий (См. Таблицу 1).

Таблица 1. Рекламные бюджеты товарных категорий в центральной прессе в январе-марте 2012-2013 гг., млн. руб без НДС.

Товарная категория

2012

2013

Динамика, %

Медицины, лекарства, БАДы

764

827

8%

Парфюмерия и косметика

662

626

-5%

Автомобили и аксессуары

588

498

7%

Табачные изделия

140

268

92%

Недвижимость

147

204

39%

Финансовые и страховые услуги

229

198

-13%

Сми и спецмероприятия

180

184

2%

Продукты питания и напитки

150

154

3%

Мебель и предметы интерьера

146

129

-11%

Строительные товары и услуги

96

115

20%

Бытовая техника

115

113

-2%

Торговые организации

64

99

55%

Компьютеры и оргтехника, софт

95

84

-12%

Туризм и отдых

50

66

32%

Алкогольные напитки и пиво

273

60

-78%

Другое

378

303

-20%

Classified

781

679

-13%

ВСЕГО по центральной прессе 01.2013:

4858

4607

-5%

Источник: АЦВИ, БД AdMeter

Мы видим, что наибольшим рекламным бюджетом в прессе с достаточно положительной динамикой обладает категория «Недвижимость» (если не принимать в расчет категорию «Табачные изделия», реклама которых запрещена с июня 2013 года).

Дальнейшее сокращение бюджетов выделяемых на рекламу в прессе всё явнее ставит вопрос о существовании печатной прессы как рекламного канала. На почве подобной нестабильности канала, а так же повсеместного развития сети интернет мы можем увидеть следующую картину по расходам на рекламу в крупнейщих странах (См. рисунки 1-2).

Расходы рекламодателей в крупнейших медиасегментах в США в 2001-2015 гг., млн. USD

Рисунок 1. Расходы рекламодателей в крупнейших медиасегментах в США в 2001-2015 гг., млн. USD.

Источник: ZenithOptimedia. ADVERTISING EXPENDITYRE FORECASTS

Расходы рекламодателей в крупнейших медиасегментах в Германии в 2001-2015 гг., млн. евро

Рисунок 2. Расходы рекламодателей в крупнейших медиасегментах в Германии в 2001-2015 гг., млн. евро.

Источник: ZenithOptimedia. ADVERTISING EXPENDITYRE FORECASTS

Данные по объемам разнятся, но общая динамика схожа и наглядна. Объем рекламы в газетах стремительно падает, в журналах уменьшается в меньшей степени, но снижение все равно остается явным. Объем бюджетов на наружную рекламу почти не меняется, а вот объем рекламы в интернете растет самыми стремительными темпами. Телевидение остается растущим каналом, т.к. интернет не смог пока заменить телевидение в полном объеме (как он сделал это с прессой), но дальнейщую динамику не возможно спрогнозировать дальше чем на несколько лет.

Исходя из представленных данных можно сделать вывод, что реклама недвижимости последует за общим трендом и будет постепенно перераспределять свои бюджеты в сторону рекламы в интернете и на телевидении. Что касается рекламы в прессе, то в ближайшие несколько лет в связи с оттоком общего количества рекламодателей цены на подобный вид рекламы будут постепенно уменьшаться, что подтолкнет к небольшим ростам бюджетов рекламы недвижимости в прессе, но данное явление не продлится долгий период времени.

Список литературы

1. Веселова С., Коломийца В. Теория и практика медиарекламных исследований. Выпуск 2. Аналитический центр «Видео Интернешнл» - М., ООО «НИПКЦ Восход-А», 2012

2. Ефремов В. Рекламный рынок прессы: прошлое, настоящее и будущее. – М., ООО «НИПКЦ Восход-А», 2013 – 176 с.

3. ZenithOptimedia, ADVERTISING EXPENDITURE FORECASTS, Desember 2012. Аналитический отчет