gototopgototop

Миграция турок во Францию и ее последствия на перспективы вступления Турции в Европейский Союз

Ходжаян Карине Гагиковна – кандидат политических наук, помощник в Международной организации по миграции, миссии в Армении. (г.Ереван, Республика Армения)

Аннотация: В статье представлена миграция турок во Францию с 1965г., после заключения французско-турецкого двустороннего договора, что послужило стартом широкомасштабной миграции, которая впоследствии стала трудноконтролируемой. Несмотря на то, что в 1974г. политика принятия мигрантов во Франции была приостановлена, миграция из Турции во Францию продолжала расти, а обоснованное во Франции турецкое население постоянно увеличиваясь, стало фактором воздействия на политику французского государства.

Ключевые слова: Миграция, трудовые мигранты, Франция, Турция, Европейский Союз.

В течение последних десятилетий вопрос вступления Турции в ЕС стал одним из приоритетных и обсуждаемых тем среди европейцев. Он приобретает более острый характер после каждой волны расширения ЕС, и особенно сегодня, после принятия Хорватии, и после того, когда Еврокомиссия официально дала старт переговорам о вступлении Сербии в Европейский Союз. Из государств-членов ЕС наиболее скептически к евроинтеграционным амбициям Турции относятся французы. Согласно данным, опубликованным Французским институтом общественного мнения (Institut français d'opinion publique (IFOP))* в январе 2014г. в канун государственного визита Ф. Олланда в Турцию, 83% опрошенных французов высказали свое негативное отношение к вопросу о возможном вступлении Турции в Европейский Союз, в то время как в Германии, в стране, в которой проживает самая большая турецкая община в Европе, эта цифра достигает до 72% [1].

Подобное отношение французов весьма ожидаемо, особенно когда его рассматриваем в контексте Общей внешней политики и политики безопасности ЕС, а также Европейской политики безопасности и обороны, в рамках которых Франция, пожалуй, выступает в роли главного подвижника.

Сегодня на пространстве Европейского Союза проживает несколько миллионов турок, из которых по разным источникам от 400.000 до 500.000 проживают на территории Франции [2, с.52]. Во Франции находится вторая по численности турецкая община в Европе. Турецкие мигранты в основном компактно проживают в кварталах и коммунах Парижа, в Иль де Франсе, Эльзасе и Лотарингии, в регионе Рона-Альпы, а также они рассеяны в Бретани, Оверие, Лимузене, в Центре и Западной Луаре, в Шампань-Арденнах, Жиронде, Бургундии. Относительно меньшее количество турок проживает на Севере и востоке Пиреней. Основными сферами их деятельности являются строительство и общественные работы. Они вовлечены в автомобильную индустрию, производство изделий из пластика, каучука, литейное, текстильное производства и т.д. В строительстве, лесных работах и в конфекции турки зарекомендовали себя в качестве квалифицированных ремесленников. Они создали маленькие общества каменно-строительных работ, бакалеи, рестораны, ателье [3, с.5]. Туда они берут, в основном, своих сыновей или выходцев из своей общины, и тем самым в условиях возрастающей безработицы уменьшают конкуренцию между молодыми турками и выходцами из стран Магриба.

Стоит отметить, что первый крупный поток турецких мигрантов прибыл во Францию сразу после Первой мировой войны. Уже после Второй мировой войны появившийся во Франции дефицит рабочей силы, а также снижающийся уровень рождаемости послужили причинами тому, что с середины 50-х гг. до начала 70-х гг. XX века Франция стала принимать мигрантов, большинство из которых были алжирцы. За ними следовали испанцы, итальянцы, марокканцы, тунисцы и турки. Правовой основой политики Франции принятия мигрантов послужил указ от 2 ноября 1945 года о крайней необходимости организации иммиграции для восстановления поствоенной ситуации во Франции [4]. В рамках этой политики 8 апреля 1965 года был подписан французско-турецкий двухсторонний договор об экспорте рабочей силы [5]. Подписанию соглашения последовала крупная волна трудовой миграции, в результате чего во Францию хлынул большой поток крестьянского населения из Турции.

Политика Франции по приему мигрантов продолжалась до той поры, когда пришедший к власти в 1974 году новый президент Валери Жискар д’Эстен, осознав ту опасность, к чему может привести постоянно увеличивающаяся миграция во Францию, решил ее приостановить. Подобный шаг президента д’Эстена был продиктован и экономическими соображениями. Дело в том, что после нефтяного кризиса 1973 года во Франции резко вырос уровень безработицы, а в таких ситуациях, как известно, основной мишенью политики любого государства становятся мигранты. Новое консервативное правительство Франции приступило к проведению кампании добровольной реинтеграции, что предусматривало денежное вознаграждение мигрантам, согласившихся добровольно покинуть страну. Однако это не стало решением проблемы, так как миграция, тем не менее, продолжалась как под предлогом воссоединения семей, так и за счет навсегда остававшихся «туристов». В период с апреля 1977 года по ноябрь 1981 года французское правительство потратило около 10,000 франков на каждую семью в качестве денежного пособия [6, с.14]. Несмотря на то, что эта политика в основном была предусмотрена для мигрантов из неевропейских государств, ею воспользовались в основном испанцы и португальцы. Это было связано с совпадением осуществления реинтеграционной политики с окончанием диктаторских режимов в странах их происхождения, а мигранты, приехавшие из государств третьего мира, в том числе и из Турции, так и остались во Франции. В последующие годы количество турок во Франции стало резко расти.

В целом, в истории миграции турок во Францию выделяют две стадии: анонимная и номинальная. Первыми рабочими, приехавшими во Францию, были люди, зарегистрированные в службе занятости Турции, собиравшиеся ехать в Германию, которая также подписала с Турцией аналогичный с Францией договор, но поскольку рынок труда Германии был уже заполнен, турецкие рабочие начали заполнять трудовой рынок Франции. Эта стадия миграции стала называться «анонимная» миграция и проходила с 1965 до 1974гг. Примечательно, что в 1961-1974гг. около 800.000 трудовых мигрантов эмигрировало в Европу. Большинство прибыло в Германию (81%), а затем во Францию (56.000 человек, что составляет 7% прибывших мигрантов) [7, с.14].

Следующая стадия миграции из Турции во Францию получила название «номинальной» миграции. В этом случае мигранты собирались по индивидуальному вызову, и в большинстве случаев этот процесс проходил в виде воссоединения семей. Номинальная миграция стала очень популярной.

После заключения в 1965 году французско-турецкого договора число турецких иммигрантов, по данным 1970 года, увеличилось на 18,000. В начале 1990-х оно дошло до 200,000, а уже в 1994 году – 400,000 [8]. В 2005 году количество турок, проживающих во Франции, дошло приблизительно до 450,000 [9]. Некоторые источники уже называют число 600.000 [10].

Данные приведенные в таблице 1 показывают динамику увеличения турецкого населения, проживающего, в частности, во Франции. Из нее следует, что каждые два года количество турок во Франции увеличивалось на 20% (например, если во Франции в 2004 году оно составляло 341.728 человек, то в 2006 оно дошло до 423.471, а уже в 2008 году – 500.000). Если эта тенденция будет продолжаться теми же темпами, то простой арифметический расчет позволит утверждать, что в краткосрочной перспективе (уже к 2020 году) их число если не перейдет 1.5-миллионный рубеж, то приблизиться к этому числу. Именно в этом свете можно рассматривать проводимую на сегодняшний день Европейским Союзом политику о подписании реадмиссионных договоров со странами, являющими очагами эмиграции в Европу, в частности с Турцией.

Таблица 1. Демографическое положение турок в Европе**.

Государство

Общее количество турок (2004)

Общее количество турок (2006)

Общее количество турок(2008)

Общее население государства

Общий % турецкого населения проживающих в данной стране

Германия

1,924,154

1,738,831

2,812,000

82,329,758

4.8%

Франция

341,728

423,471

500,000

64,057,792

0.78%

Нидерланды

330,728

364,333

400,000

16,715,999

2.3%

Австрия

130,703

113,635

300,000

8,210,281

3.65%

Соединенное Королевство

90,000

52,893

500,000

61,113,205

0.81%

Бельгия

45,866

39,664

200,000

10,414,336

1.92%

 

Более того, следует учитывать также и убывающее количество коренных французов, однако статистика здесь умалчивает, так как, согласно французскому законодательству, гражданами Франции считаются также и дети, рожденные на французской земле [11, с.241]. Если учитывать то обстоятельство, что уже второе и третье поколения турецких мигрантов, приехавших в середине 60-х годов ХХ века, уже считаются французами, а количество смешанных с турчанками-мусульманами браков увеличиваются, подсчет этим заметно усложняется и становится практически невозможным. Мы можем учитывать лишь статистику турок, приобретающих французское гражданство. Если сопоставить данные, представленные в таблице 2 [12, с.26] с данными таблицы 1, то получится, что ежегодно в среднем 3% проживающих во Франции турок приобретает французское гражданство.

Таблица 2.Натурализация граждан Турции.

Год

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Люди

7,494

7,158

11,380

12,137

10,755

10,468

10,492

13,644

13,618

11,629

 

Более того, согласно данным, опубликованным Институтом национальной статистики и экономических учений Франции (L'Institut national de la statistique et des études économiques - INSEE), в 2010 году население Франции в возрасте до 20 лет составило 24,7% от общего населения, от 20 до 57 лет – 52,7%, за 60 лет – 22,6% [13], в то время как около 46% проживающих во Франции потомков турецких мигрантов находятся в возрасте ниже 25 лет [14, с.108].

Вопреки распространяющим обоснованиям о том, что мигранты во многом способствуют процессу омолаживания населения страны, нельзя не учитывать также и влияние подобного «омолаживания» на вопросы безопасности государства, учитывая проблемы ассимиляции мигрантов. Согласно социологическим исследованиям, из всех проживающих во Франции мигрантов, турки-мигранты наиболее трудно ассимилируются и интегрируются. В отличие от других мигрантов, турки более привержены к религиозным ценностям, не предпочитают браки с французами, менее образованы [3, с.16]. Более того, они, как правило, предпочитают привести своих жен с родины, и, таким образом, турецкая община Франции постоянно и регулярно обновляется и омолаживается. Это и стало причиной того, что в 2007 году, сразу после президентских выборов, Франция приняла закон об иммиграции, интеграции и предоставлении убежища, который в числе прочего заметно ужесточил процесс воссоединения семей [15].

В своей книге «Мое мнение. Франция, Европа и мир в XXI веке» бывший президент Франции Н. Саркози пишет о возникшей «настоятельной необходимости принятия мер для регулирования миграции…Ни одна европейская страна не может устоять, если столкнется с массовой иммиграцией» [16, с. 202, 281]. В связи с этим стоит отметить о проводимой Францией миграционной политике, важнейшей особенностью которой является поощрение выборочной миграции, стимулирующей экономическое развитие страны [17].

Одновременно рассматривая вопрос о возможном вступлении Турции в ЕС именно с демографической точки зрения невозможно не заметить, что уже сегодня население Турции по численности превосходит население Франции, что, соответственно, влечет за собой целую цепочку проблем, затрагивающих, порой, вопросы безопасности.

В то же время, возможное вступление Турции в ЕС чревато серьезными политическими последствиями, как для Франции, так и для Европейского Союза в целом. Так, например, согласно акту «Об избра¬нии Европейской парламентской ассамблеи всеобщими пря¬мыми выборами», принятому 20 сентября 1976 года [18], население государств, объединенных в Сообщество, избирает своих представителей в Европейский парламент прямыми всеобщими выборами с учетом численности населения каждой страны. Итак, наибольшее число парламентариев представлено от Германии, чему следует Франция. Именно в этих странах проживают самые большие турецкие общины в ЕС. Еще в 2009 году на выборах в Европарламент Германия выдвинула самое большое количество кандидатов с турецким происхождением – 6 кандидатов [19]. Приведенные данные позволяют предположить, что при нынешних темпах роста турецкого, мусульманского населения в Европе в среднесрочной, если не в краткосрочной перспективе, немалое количество парламентарий в Европарламенте будут иметь неевропейские корни.

То же самое можно сказать и относительно Совета Европейского Союза. Если раньше, согласно Ниццкому договору, решения, в большинстве случаев, принимались квалифицированным большинством, при этом количество голосов каждого члена Совета зависело от численности населения страны, от имени которой они представлены [20], то и по Лиссабонскому договору, решения в Совете принимаются в том случае, если не менее 55% членов Совета, представляющих не менее 65% населения ЕС, проголосует «за» [21]. Это, в свою очередь, означает, что при увеличении численности турок во Франции, так и в ЕС в целом, у них появятся серьезные рычаги давления на политику Европейского Союза.

Аналогичная ситуация возможна не только на общеевропейском, но и на внутригосударственном уровне. Постепенное увеличение турецкого населения во Франции в конечном итоге приведет к появлению представителей, имеющих турецкое происхождение как в коммунах, департаментах, регионах Франции, так и обеих палатах парламента и в правительстве, то есть похожей ситуации, которую мы наблюдаем в Германии. Уже в Германии, например, впервые за всю историю, имеющая турецкие корни представительница Христиано-демократического союза Айгюль Озкан в земле Нижняя Саксония была назначена министром по социальному обеспечению и интеграции, а Билкан Оней, тоже имеющий турецкие корни, стал министром интеграции федеральной земли Баден-Вюрттемберг.

Бесспорно, европейский вектор занимает центральное положение и является приоритетным направлением внешней политики Франции. Его основы были заложены еще основателем Пятой республики Шарлем де Голлем, и он лежит в основе голлистской концепции. Важно отметить, что со времен правления генерала де Голля данное направление внешнеполитического курса Франции ни при каких правительствах кардинальных изменений не подвергся. В одном из своих интервью экс-президент Н. Саркози идентифицировал мощь и влияние Франции и Европы, отметив, в частности, что «нет сильной Франции без Европы, и нет сильной Европы без Франции» [22].Подобное видение на европейское будущее и на европейскую политику Франции стоит рассматривать как официальную позицию Республики Франция. Эта позиция не подвергалась изменению и после прихода социалистов к власти в 2012 году. Именно высказывание «нет сильной Франции без Европы, и нет сильной Европы без Франции» является стержнем европейской политики Франции. Поток граждан Турции в страны ЕС в случае возможного вступления Турции, а также увеличения числа турецких мигрантов, очевидно, станет одной из главных помех осуществления этой политики.

Список литературы

1. Les Européenset la question de l'entrée de la Turquie dans l’Union Europeene// Institut français d'opinion publique// Departement Opinion et Stratégies d’Entreprises, № 103, Janvier 2014. – 6 p.

2. Akgönül S. Turks of France: Religion, Identity and Europeanness. Amsterdam. Turkevi, 2009. – P. 35-64.

3. P Petek G., Pope N. Les Turcs et la France. Le regard de deux communautés// IFRI, Note franco-turque № 1, Décembre2009. – 20 p.

4. Ordonnance n°45-2658 du 2 novembre 1945 relative aux conditions d'entrée et de séjour des étrangers en France. - URL: http://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do;jsessionid=C1C7F661024D640019498A6408E5D6E7.tpdjo12v_3?cidTexte=JORFTEXT000000699737&dateTexte=19451104

5. Convention de main- d'oeuvre entre la France et la Turquie//Journal officiel de la République française, décret no 65-447 du 10 juin 1965 portant publication de la convention de main- d'oeuvre entre la France et la Turquie du 8 avril 1965, - URL: http://www.legifrance.gouv.fr/jopdf/common/jo_pdf.jsp?numJO=0&dateJO=19650615&numTexte=&pageDebut=04940&pageFin=

6. Kaya A., Kentel F. Euro-Turks: A Bridge, or a Breach, between Turkey and the European Union? A comprehensive study of German-Turks and French-Turks. Brussels// Centre for European Policy Studies, 2005. – 124 p.

7. İçduygu A., 50 Years After the Labour Recruitment. Agreement with Germany: The Consequences of Emigration for Turkey//Perceptions 2012, Vol. XVII, Nо2. - pp. 11-36.

8. French Turks cling to homeland traditions//Daily World EU News. – 25.Oct.2004. - URL: http://www.turks.us/article.php?story=20041025125542432

9. Turks in France are confused too//Daily World EU News. – 28.May.2005. - URL: http://www.turks.us/article.php?story=20050528102119909

10. Orhan S. France and its world famous capital Paris// Today Zaman. –20. May.2010.-URL: http://www.todayszaman.com/newsDetail_getNewsById.action;jsessionid=30D675BD45926B2A5DBBF9F6C124F03E?newsId=210643

11. Comparative Study of the Laws in the 27 EU Member-States for Legal Migration. France// International Organization for Migration. February 2008. – p. 237-249.

12. Organization for economic cooperation and development, factbook, Paris, OECD, 2008. – 294p.

13. L'Institut national de la statistiqueet des etudes économiques (Insee)// Population par groupe d'âge. - URL: http://insee.fr/fr/themes/tableau.asp?reg_id=0&ref_id=NATTEF02107

14. Fiches thématiques, Population immigrée//INSEE, éd. 2012, Octobre 2012. - pp. 95-135.

15. Loi n° 2007-1631 du 20 novembre 2007 relative à la maîtrise de l'immigration, à l'intégrationet à l'asile.-URL: http://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000524004&dateTexte=&categorieLien=id

16. Саркози Н. Мое мнение. Франция, Европа и мир в XXI веке. – СПб.: Александрия, Симпозиум, 2009. – 304 с.

17. Loi n° 2006-911 du 24 juillet 2006 relative à l'immigration et à l'intégration. -URL: http://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000266495

18. Act concerning the election of representatives of the European Parliament by direct universal suffrage//Centre de recherché et de documentation sur l'Europe au Luxembourg. -

URL:http://www.ena.lu/concerning_election_representatives_european_parliament_direct_universal_suffrage_september_1976_consolidated_version_1997-020002645.html

19. На выборах в Европарламент увеличивается число кандидатов турецкого происхождения// PanARMENIAN Network. – 3. Июн.2009. -URL:http://www.panarmenian.net/rus/world/news/32422/На_выборах_в_Европарламент_увеличивается_число_кандидатов_турецкого_происхождения

20. Treaty of Nice// Official Journal of the European Communities. – 2001/C 80/01. – art. -URL : http://eur-lex.europa.eu/en/treaties/dat/12001C/pdf/12001C_EN.pdf

21. Treaty of Lisbon, amending of the treaty on European Union and the treaty establishing the European Community, art. 28E. -URL: http://www.lisbontreaty2009.ie/lisbon_treaty.pdf

22. Шестаков Е., Сильная Франция в сильной Европе//Российская газета, - Фед.выпуск №4487, 9 окт. 2007 г.

* IFOP является одним из лидеров в сфере изучения общественного мнения, действующий во Франции с 1938 года.

** Таблица составлена на основе разных источников.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 350 рублей для России и 420 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 120 рублей

Реквизиты для оплаты через банк