gototopgototop

УДК 332.1

Система управления развитием и поддержкой предпринимательства в экономике региона

(На примере Калининградской области)

Насонов Владимир Викторович – аспирант Экономического факультета Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта. (БФУ, г.Калининград)

Аннотация: В статье рассматриваются научные вопросы формирования системы управления развитием и поддержкой предпринимательства в экономике региона, определяются основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на развитие предпринимательства, определены планируемые экономические показатели программ развития и поддержки предпринимательства в регионе в системе управления развития бизнесом.

Ключевые слова: Малое и среднее предпринимательство, государственная программа, государственная поддержка предпринимательства

Развитие предпринимательских отношений в составе экономики региона является в настоящее время продолжением экономической политики нашего государства, взявшей курс на повышение экономических показателей в международном разделении труда после вступления России в ВТО. От стиля и устойчивости управления государственной поддержкой и развития малого и среднего бизнеса во многом зависит будущий успех в получении экономического эффекта роста ВРП в каждом отдельном регионе.

Опираясь на научные методы исследования систем управления, проведем краткий анализ действующей системы государственной поддержки и развития малого и среднего бизнеса на примере Калининградской области.

Из существующего механизма развития малого предпринимательства в регионе четко определяются мероприятия развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, получившие свою регламентацию в рамках очередной целевой программы. Для проведения исследования программ объектом исследования будут две программы:

• Целевая Программа Калининградской области "Основные направления поддержки малого предпринимательства в Калининградской области на 2007-2011 годы";[2]

• Целевая Программа Калининградской области "Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Калининградской области на 2009-2013 годы. [3]

Проводя поэтапное исследование программ развития и поддержки предпринимательства воспользуемся системно-функциональным методом, позволяющим определить элементы объекта и субъекта управления и существующие между ними связи.

В соответствии с принципами стратегического менеджмента миссией названных программ в регионе было названо предназначение малого предпринимательства как социально ответственного, профессионального и конкурентоспособного субъекта рыночных отношений.

Разработка и внедрение программ производилось на основании принципов обеспечения преемственности законодательства Российской Федерации и Калининградской области, экономической свободы предпринимательства, социальной ориентации развития малого предпринимательства в регионе, открытости, доступности и привлечения соисполнителей программ на конкурсной основе.

Рассматривая непосредственно предмет исследования необходимо отметить, что стратегической целью, заложенной программно-целевым методом в региональные программы развития и поддержки предпринимательства, являлось создание благоприятной среды и обеспечение условий для развития малого предпринимательства, повышения благосостояния, уровня жизни и занятости населения.

Исходя из видения социально-экономического развития региона, промышленной политики и учитывая специфику малого предпринимательства в Калининградской области, для исполнения миссии малого предпринимательства разработчиком программы были выделены конкретные приоритетные направления экономики в определенных отраслях, а именно:

• судостроение, машиностроение и металлообработка;

• янтарная промышленность;

• производство строительных материалов;

• производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

• туризм;

• лесопереработка и производство мебели.

В свою очередь разработчиком программ был введен режим наибольшего благоприятствования для субъектов малого предпринимательства, ориентированных на экспорт своей продукции в зарубежные страны и на территорию Российской Федерации, а также малым инновационным предприятиям.

Кроме того, разработчик уделил особое внимание развитию малого инновационного предпринимательства, внедрению в промышленное производство перспективных высокотехнологичных разработок, а также упрощению процедуры выхода на региональные и международные рынки малых инновационных предприятий.

В целях развития и внедрения инновационной политики, в рамках программ предусмотрено создание системы бизнес-инкубирования региона на основе комплекса мероприятий и организации инфраструктуры поддержки инновационного развития - бизнес-инкубаторы, технопарки, центр трансфера технологий и других инновационных структур.

Программно-целевой метод распределил исходя из уровней и функций управления для достижения генеральной цели в указанных программах следующие подцели:

• усиление деловой активности малого предпринимательства в эксклавном регионе, а также на рынках России и зарубежных стран путем повышения конкурентоспособности;

• увеличение числа субъектов малого предпринимательства за счет внедрения программ;

• увеличение валовой добавленной стоимости малого бизнеса в валовом региональном продукте области;

• увеличение роста налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства Калининградской области в связи с экономическим ростом;

• проведение инновационной политики за счет роста числа малых инновационных предприятий.

Для успешного проведения в жизнь программ развития малого бизнеса были определены основные мероприятия для достижения поставленных задач оперативного и стратегического значения.

Одной из главных задач стало совершенствование правового поля, обеспечивающего развитие малого и среднего предпринимательства на областном уровне. Но судя по разработанному количеству нормативно-правовых актов, касающихся развитию и поддержки малого и среднего бизнеса в эксклавном регионе, можно констатировать факт о незавершенности формирования правового механизма регулирования малого и среднего бизнеса в регионе в новых условиях внешней и внутренней экономической среды.

Второй задачей, ставшей приоритетной для реализации программ развития бизнеса стало внедрение эффективных инструментов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в виде грантов для начинающих собственное дело, а также предоставление льготных микрозаймов, обеспечение развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства с созданием гарантийного фонда.

В целях развития малого предпринимательства, а именно в сфере инноваций и экспорта задачей программ стало развитие и усовершенствование форм, методов информирования и консультирования населения и предпринимателей.

Не маловажной задачей стало содействие развитию торговых, научно-технических, инновационных, производственных и информационных связей малого и среднего предпринимательства с организациями других субъектов Российской Федерации и иностранных государств, в том числе путем привлечения и стимулирования их к участию в региональных и международных выставках, и повышение степени подготовки в новых экономических условиях после вступления России в ВТО.

Для достижения поставленных программами целей стало задачей проведение кадровой политики со стороны государства в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого и среднего бизнеса.

В целях обеспечения выполнения программ была обозначена конкретная инфраструктура, которая включала в себя правовое, организационное и аналитическое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства, финансовую и информационная поддержку, а также подготовку кадров для малого бизнеса.

Анализируя в целом организационные мероприятия, отраженные в названных целевых программах, можно констатировать факт, что сам механизм реализации стратегических целей в названных программах несколько устарел и требует существенной корректировки. Вызовами для дальнейшей модернизации и организационной реконструкции стали последние экономический события в жизни страны, а именно расширениея экономического пространства за счет вступления России в ВТО, а также наметившая потенциальная возможность расширения Таможенного союза за счет стран-соседей.

Все политические события, как правило, влекут изменение экономических условий как для внешней, так и внутренней экономики региона. Учитывая социальную напряженность в период продолжающегося финансового и экономического кризиса, растущую безработицу, стагфляцию, неблагоприятность конкурентной обстановки на международном рынке, программы развития малого и среднего бизнеса в регионе должны строиться с учетом внешних и внутренних факторов, оказывающих прямое и косвенное влияние на развитие предпринимательских отношений в каждом регионе.

Одной из главных стратегических целей в поддержке и развитии предпринимательства в регионе должна стать эффективная инновационная политика, особенно для субъектов малого и среднего бизнеса. Создание условий конкурентоспособности для этих участников экономических отношений является задачей номер один, поэтому при разработке дальнейшей программы развития предпринимательства, например в Калининградской области, основной упор необходим в разработке мероприятий в развитии и привлечении в экономические отношения инновационных предприятий, организация более тесного сотрудничества с образовательными учреждениями, занимающиеся научно-техническими разработками.

Основными планируемыми экономическими показателями вновь разработанных программ развития и поддержки предпринимательства в регионе, как системы управления развития бизнесом должны стать:

• рентабельность;

• адаптивность (гибкость) управления;

• соотносимость с генеральной целью стратегического развития экономики региона;

• «верный» горизонт стратегического планирования, с учетом меняющейся экономической обстановки;

• интегративность всей системы управления в мировую и отечественную экономику;

• многофункциональность системы с учетом горизонтального разделения объектов управления;

• жесткая скалярная цепь управления;

• принцип делегирования полномочий.

Подводя итог краткому обзору региональных целевых программ развития бизнеса в Калининградском регионе, хочется подчеркнуть важную деталь, что успешное развитие экономики региона во многом зависит от степени организации взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с региональным бизнесом. От степени их консолидации, согласованности действий, своевременной и полной поддержки развития бизнеса во многом зависит успех экономической стабильности и получения высоких региональных экономических показателей.

Список литературы

1. Закон Калининградской области от 20 октября 2008 г. № 278

"О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Калининградской области"

2. Целевая Программа Калининградской области "Основные направления поддержки малого предпринимательства в Калининградской области на 2007-2011 годы";

3. Целевая Программа Калининградской области "Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Калининградской области на 2009-2013 годы;

4. Постановление Правительства Калининградской области от 23.04.2012 N 279(ред. от 05.07.2012)"О реализации мероприятий, предусмотренных целевой Программой Калининградской области "Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Калининградской области на 2009-2013 годы".

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 350 рублей для России и 420 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 120 рублей

Реквизиты для оплаты через банк