gototopgototop

УДК 343.35

К вопросу объекта посягательства при расследовании преступлений, предусмотренных ст.317 УК РФ

Климанов Андрей Михайлович - кандидат психологических наук, полковник юстиции, заведующий кафедрой Уголовного права первого факультета повышения квалификации (с дислокацией в городе Ростов-на-Дону) Института повышения квалификации Академии Следственного комитета Российской Федерации. (г.Ростов-На-Дону)

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые вопросы, возникающие при квалификации преступлений, связанных с посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа, определение объекта преступного посягательства. Определены проблемы, когда объектом посягательства являются сотрудники иных структур, в т.ч. ЧОПов, при использовании их при охране общественного порядка, однако при этом они не подпадают под диспозицию исследуемой нормы.

Ключевые слова: Сотрудник правоохранительного органа, объект преступного посягательства, законная деятельность, общественный порядок, уголовное преследование.

В последнее время в ряде субъектов Российской Федерации, особенно входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, наблюдается увеличение количества преступлений, связанных с посягательством на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Это связано, в первую очередь, с активной политикой государства, направленной на ликвидацию различных террористических и экстремистских группировок. Расследование этих преступлений представляет определенную сложность, особенно в вопросах квалификации содеянного.

Правильное определение объекта преступления имеет важное, а иногда и решающее значение для верной квалификации деяния и отграничения одного преступления от другого. Непринятие во внимание специфики объекта посягательства, неправильное его установление приводят на практике к судебным ошибкам.

Преступление, предусмотренное ст. 317 УК РФ отличается повышенной общественной опасностью, поскольку посягает одновременно на порядок управления и жизнь перечисленных в законе лиц в целях воспрепятствования их деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Однако законодатель определил, что основным объектом посягательства является именно охраняемый законом порядок управления, в связи с чем статья 317 УК РФ входит в Главу 32 УК РФ «Преступления против порядка управления».

Представляется, что конструкция рассматриваемого состава преступления, когда жизнь при умышленном посягательстве на нее является не основным, а дополнительным объектом уголовно-правовой охраны, не является безупречной, так как жизнь всегда более важное благо, чем деятельность лица.

Однако, учитывая, что существующая система уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за преступления против порядка управления, включает и ст. 317 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, считаем необходимым дополнительно проанализировать указанный состав преступления.

В научной литературе существуют две позиции: согласно одной - объектом преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ, является законная деятельность сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и жизнь указанных лиц, а также их близких[2], согласно другой позиции, объектами данного преступления являются: 1) порядок управления, который в данном случае нарушается путем физического воздействия на субъектов управленческой деятельности; 2) жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких; 3) законная деятельность указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности[3].

Похожее преступление предусматривалось в УК РСФСР 1960 года. В ст. 191.2 устанавливалась ответственность за посягательство на жизнь работника милиции и народного дружинника. При решении вопроса об объекте данного преступления в теории уголовного права также было два мнения: согласно одному – объектом являлась нормальная деятельность работника милиции и народного дружинника по охране общественного порядка и жизнь этих лиц, а согласно другому – объектом являлась жизнь работника милиции и народного дружинника.

При решении вопроса об объекте преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ, сторонники представленных позиций, выдвигая на первое место законную деятельность сотрудников правоохранительных органов по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности или порядка управления, не учитывают в полном объеме, по нашему мнению, социальную значимость такого объекта, как жизнь человека, по сравнению с деятельностью данных лиц. Нам представляется, что непосредственный объект данного преступления – это жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких, а законная деятельность указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности выступает в качестве дополнительного объекта.

На наш взгляд, жизнь - всегда более важное благо, нежели деятельность. Игнорировать личность, ее благо и интересы как объект защиты от преступного посягательства, предусмотренного ст. 317 УК РФ, было бы неправильно, так как это не соответствовало бы ст. 2 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В составе рассматриваемого преступления законодателем были фактически объединены два состава, известных УК РСФСР 1960 г. (ст. 191.1 и 191.5). При этом редакция данной статьи отличается от редакции указанных статей прежнего Кодекса в первую очередь тем, что вместо перечисления, как это было в УК 1960 г., самых различных категорий потерпевших в ст. 317 УК 1996 г. указаны лишь три их разновидности: сотрудник правоохранительного органа, военнослужащий, их близкие. Повышенная общественная опасность этого преступления, являющегося наиболее опасным из всех деяний, включенных главу 32 УК РФ, определяется прежде всего особой важностью его непосредственного объекта.

Охрана общественного порядка осуществляется сотрудниками правоохранительных органов или воинскими патрулями, а общественная безопасность обеспечивается задержанием правонарушителей, оперативно-розыскной деятельностью, проведением проверок по фактам правонарушений и т.д. В новейшей уголовно-правовой литературе отчетливо прослеживается единый подход к кругу лиц, которые могут быть потерпевшими от посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа.

Так, по мнению Ю.А. Красикова к сотрудникам правоохранительных органов относятся: прокуроры; следователи; дознаватели; лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудники органов федеральной службы безопасности; судебные исполнители; сотрудники федеральных органов государственной охраны и др.[1]. Военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, органах внешней разведки, федеральных органах государственной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»[5].

Н.И. Ветров полагает, что "законная деятельность сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности включает в себя: несение ими постовой и патрульной службы на улицах и в других общественных местах; поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищ, спортивных соревнований и других массовых мероприятий; при ликвидации последствий аварий, общественных и стихийных бедствий; предотвращение или пресечение противоправных посягательств"[4].

Таким образом, под правоохранительным органом следует понимать обособленную группу (преимущественно) государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность). Это, например, полиция, другие органы внутренних дел, ФСБ РФ и их сотрудники, наделенные властными правомочиями. С государственными правоохранительными органами, как нам представляется, при квалификации вопросов не возникает. Сложнее в правоприменении с негосударственными органами, например с частными детективными и охранными предприятиями.

По сложившейся в Российской Федерации практике сотрудники этих предприятий оказывают не только разрешенные им законом услуги населению, но и содействуют государственным правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, зачастую передавая им информацию о готовящихся или совершенных преступлениях, участвуя в патрулировании общественных мест и оказывая непосредственное содействие в задержании преступников. При этом и в случаях, когда сотрудники частных детективных и охранных предприятий действуют в пределах предоставленных полномочий, на них, тем не менее, не распространяется уголовно-правовая защита, предусмотренная ст. 317 УК РФ, так как Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" не упоминает в их числе организации, выполняющие правоохранительные функции[6].

На наш взгляд, привлечение сотрудников негосударственных частных детективных и охранных предприятий к выполнению отдельных правоохранительных функций, отнесенных законодательством к ведению только государственных правоохранительных органов должно найти более широкое распространение. Именно поэтому справедливым представляется решение вопроса об их адекватной правовой защите. В связи с изложенным мы считаем, что не основано на законе ограничительное толкование понятия "сотрудники правоохранительного органа", включающее лишь личный состав полиции и работников прокуратуры. Столь узкое определение способно привести к дискриминации в правовой защите сотрудников других правоохранительных органов Российской Федерации: а также сотрудников иных государственных органов, для которых охрана правопорядка согласно закону является основной или одной из основных задач.

Между тем не следует и преувеличивать эффективность действующей нормы, сформулированной в ст. 317 УК РФ в ее настоящей редакции, так как она направлена на уголовно-правовую защиту неоправданно узкого круга субъектов государственно-властных полномочий только сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и их близких. В отличие от ст. 318 и 319 УК РФ, ориентирующихся на борьбу с насилием в отношении всех представителей власти и оскорблением их, она не обеспечивает столь необходимой на сегодняшний день правовой защиты должностных лиц, контролирующих органов, а также иных должностных лиц, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости.

Помимо этого, ст. 317 УК РФ диссонирует с содержанием названного Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", который призван обеспечивать равнозначную правовую защиту сотрудников как правоохранительных, так и контролирующих органов Российской Федерации.

Список литературы

1. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. (постатейный) (под ред. В.М. Лебедева). - 8-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт. 2010 г. – 947 с.

2. Уголовное право РФ: В 2 т. Т. 2: Особенная часть: Учебник / Под редакцией доктора юридических наук, профессора Л.В. Иногамовой-Хегай. М.: Проспект. 2010. – 695 с.

3. Уголовное право. Практический курс: Учебное пособие / Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.Г. Сапрунова. М.: Норма. 2009. – 598 с.

4. Уголовное право. Часть особенная. Учебник для ВУЗов/Под редакцией Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова. М.: Юриспруденция. 2008. – 676 с.

5. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О воинской обязанности и военной службе» / Собрание законодательства РФ.1998. N 13. ст. 1475,

6. Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» / Собрание законодательства РФ.1995. N 17. ст. 1455.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 350 рублей для России и 420 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 120 рублей

Реквизиты для оплаты через банк