УДК 005.572

Критерии эффективности российского консалтинга

Целютина Татьяна Владимировна – кандидат социологических наук, доцент Белгородского государственного национального исследовательского университета. (НИУ БелГУ, г.Белгород)

Аннотация: В статье представлены результаты авторских исследований проблематики ранжирования критериев эффективности консалтинга, с учетом российской действительности. Сложность оценки эффективности функционирования консалтинговых организаций, качества предоставляемых услуг, определяет разработку взаимодополняющих групп критериев оценки эффективности их функционирования, позволяющих обосновать актуальные направления взаимодействия консультационных институтов с различными группами интересов, органами власти.

Ключевые слова: Консалтинг, критерии эффективности, консультационные услуги, инвестиционная привлекательность.

В отечественной практике используется краткое, но, на наш взгляд, достаточно емкое определение консалтинга как формы управления продуктивной деятельностью общества. Согласно А. Колмыкову «консалтинг и сегодня остается, прежде всего, искусством, затем ремеслом, а уже потом наукой».

Результаты исследования автора, анализ результатов социологических опросов проведенных Фондом общественного мнения, Левада – Центром, исследовательскими компаниями «ЮНИПРАВЭКС», «ЭкспертРА», «РосБизнесКонсалтинг» и другими, локальный интегрированный рейтинг консалтинговых компаний Белгорода, Воронежа, Старого Оскола позволили разработать критерии эффективности консалтинга, которые могут быть использованы консалтинговыми организациями с учетом специфики присутствия регионального компонента в отраслевом представительстве интересов.

Первая группа включает комплекс внутрикорпоративных показателей консалтинговой деятельности: спектр предоставляемых услуг, время работы в данном регионе; «наши клиенты»; «наши проекты»; уровень, стаж работы сотрудников; «ценовой сегмент», основные показатели финансовой деятельности и внутренние ресурсные факторы (время работы компании на рынке консалтинговых услуг; наличие лицензий, сертификатов, аккредитационных удостоверений на осуществление консалтинговой деятельности, имеющиеся патенты, зарегистрированные товарные знаки; количество штатных консультантов, имеющих официальный документ (диплом) об образовании в области консалтинга; количество привлекаемых консультантов; основные виды деятельности; специализация по видам консалтинговых услуг.

Вторая группа критериев - внешние проявления деловой активности компании: доля бюджета, направленная на развитие компании; рейтинг в списке крупнейших консалтинговых групп России; уровень инвестиционных вложений; статус на международном рынке консультационных услуг; внешние ресурсные факторы; территория оказываемых услуг; обслуживаемые отрасли народного хозяйства; количество клиентов в различных секторах экономики.

Сочетание двух групп критериев - дает достаточно полное представление о производственном потенциале каждой консалтинговой компании, а в совокупности со сводными рейтинговыми таблицами отражает их ранжированный порядок. Такой подход позволит заказчикам консалтинговых услуг четко и своевременно определиться в выборе наиболее приемлемого по нужным показателям специалиста-консультанта. В свою очередь, консалтинговые организации, не отвечая данным критериям – выпадают из цепочки конкурентоспособных сегментов в своем регионе.

К критериям эффективности функционирования консалтинговых организаций правомерно отнести: систематичность отчетности о проделанной работе на всех уровнях управления и среди общественности; уровень доверия к консультационному институту руководителей органов государственной власти; наличие единого центра принятия решений; отсутствие конфликтов и степень активности взаимодействия с органами власти; объем и значимость достигнутых результатов; степень задокументированности консультационных услуг; осуществимость консультационной услуги; техническая, политическая и социальная выполнимость; трудоемкость; достоверность; гибкость; продолжительность принятия решения и реализации; затраты (ценовой сегмент).

К критериям инвестиционной привлекательности, в целом, консультационных организаций автор относит: состояние экономики и перспективы реформ; политическая стабильность; темпы инфляции; кредитный рейтинг; возможности долгосрочного (краткосрочного) кредитования; доступность банковского финансирования; доступность рынков капитала; состояние платежного баланса; отношения к иностранным инвестициям и прибыли; ограничения и льготы для иностранных инвестиций; степень государственного регулирования; уровень протекционистской защиты; развитие местного рынка капиталов; возможность использования экспертов; возможность перевода прибылей; демократические традиции; инфраструктура для бизнеса; законодательная структура.

Список литературы

1. Калмыков А. Наука консультирования (теоретико-методологический анализ)//Консультант директора. 1998. №98(68). С.25.

2. Карта российского консалтинга // Эксперт РА. – 2013. – URL: http://www.raexpert.ru/ratings/consulting/2012 (дата обращения: 10.02.2014).

3. Социологические наблюдения (2012-2013). – М.: Институт Фонда «Общественное мнение». 2013. 424 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: