УДК 330.322.053.3

Инвестирование экономики регионов юга России и его проблемы

Новосельцева Анна Петровна – кандидат географических наук, доцент Ставропольского педагогического института. (СГПИ, г.Ставрополь)

Любенкова Елена Петровна – кандидат экономических наук, доцент Ставропольского педагогического института. (СГПИ, г.Ставрополь)

Новосельцев Евгений Олегович - студент Московского технического университета связи и информатики. (МТУСИ, г.Москва)

Аннотация: Юг России является стратегически важным регионом, обладающим большим природно-ресурсным потенциалом и высоким инвестиционным потенциалом, но существует ряд проблем, не позволяющих в полной мере их реализовать. В условиях нарастающей модернизации российской экономики проблема привлечения инвестиций, в том числе и иностранных, приобретает особую актуальность.

Ключевые слова: Инвестиции, человеческий фактор, эффект границ, риски инвестирования, чувствительность инвестиций.

Юг Российской Федерации имеет важнейшее экономико-географическое положение и является стратегически важным для России. Он расположен на пересечении важнейших сухопутных, морских и воздушных путей, между странами двух континентов и обладает хорошо развитой транспортной инфраструктурой, хозяйственным многоотраслевым комплексом, кроме этого регион имеет хорошую возможность для организации транзитного пропуска через свою территорию международных транспортных потоков, что будет способствовать укреплению экономики страны, а также активизации других традиционных форм внешнеэкономической деятельности [3].

АПК региона обеспечивает 1/5 часть всего валового сельскохозяйственного производства России. Фактически регион имеет такие потенциальные возможности, которые позволяют обеспечивать продуктами питания население всей европейской части российской Федерации. В регионе хорошо развит санаторно-курортный и туристско-рекреационный комплекс, располагающий бальнеологической базой и курортами мирового значения.

За годы перехода к рыночной экономики данный регион в полной мере испытал все трудности переходного периода.

Фактически на Юге России имеется множество застарелых специфических политических, социальных и экономических проблем. Политическая нестабильность (чеченский конфликт), упадок ряда ведущих отраслей региона (агропромышленного, машиностроительного, санаторно-курортного комплексов), ухудшение благосостояния населения - далеко не полный перечень проблем, требующих экстренного решения.

Данный регион имеет высокий потенциал в области привлечении иностранных инвестиций, но он не реализуется из-за нехватки квалифицированных специалистов, способных обеспечить подготовку документации, требуемой для оформления инвестиционных проектов. Человеческий фактор, в данном контексте, очень важен, и он же является одним из самых главных рисков. Необходимо при этом отметить, что сложности у инвесторов возникают как при подборе высококвалифицированных управленцев, так и при поиске рабочего персонала.

Основными мотивами инвестирования в Россию являются: поиск рынков сбыта, природные ресурсы и низкие издержки производства. Для Ставропольского края, являющегося одним из регионов Юга России, природно-ресурсный потенциал которого значительно ниже среднероссийского, определяющими мотивами инвестирования будут являться именно эти три мотива, определяющие «внутренние сильные стороны» экономики Ставропольского края.

Поскольку Россия в настоящее время является членом ВТО, то можно предположить, что требования партнеров по ВТО могут явиться своего рода дополнительным побудительным мотивом к устранению указанных барьеров.

Представители деловых кругов США и ЕС отмечают высокий риск инвестиционной деятельности в России из-за все еще остающейся слабой, по их мнению, правовой основы защиты иностранных инвесторов. С учетом этих выводов, малый и средний бизнес пока воздерживается от размещения значительных объемов инвестиций в российские проекты. Лишь пользующиеся широкой известностью и авторитетом в деловом мире корпорации США в этой ситуации смогли позволить себе осуществлять крупные капиталовложения в российские инвестиционные проекты [3].

Одна из основных причин тяжелой ситуация в экономике Юга России, по нашему мнению, не сводится только к отсутствию государственных и частных инвестиций. Инвестиции появляются только в том случае, когда у инвесторов будет уверенность в их эффективности. Главная проблема, как нам видится, заключается в полном отсутствии законодательно определенной системы согласованного выполнения крупных экономических проектов, требующих объединения человеческих, природных и финансово-экономических ресурсов значительного региона.

Субъекты Российской Федерации, расположенные на Юге России, имеют очень высокую степень неоднородности параметров, оказывающих влияние на привлечение инвестиций, что делает невозможным выработку адекватных законодательных и административных мер по улучшению ситуации [4]. При этом совершенно не учитывается инвестиционная привлекательность субъектов Российской Федерации, расположенных на Юге страны.

Попытка статистически оценить роль инвестиций в экономическом развитии регионов предпринималась многими экономистами, в частности Блудовой С.Н. [1,2].

Можно констатировать тот факт, что для всех субъектов Российской Федерации данного региона портфельные инвестиции, в силу целого ряда объективных и субъективных причин, не могут оказывать главенствующее влияние на региональные инвестиционные процессы и наиболее привлекательной для потенциальных инвесторов формой, в данном случае, являются прямые инвестиции, которые могут непосредственно оказывать воздействие на управление предприятием и распределение прибыли от его деятельности.

Сдерживающим фактором для привлечения иностранных инвестиций в экономику Ставропольского края является фактор близости Северо-Кавказского региона, фактор нестабильности на Северном Кавказе. По состоянию на 1 июля 2011 года в экономике Ставропольского края накоплено 758,8 млн. долларов США иностранных инвестиций. В 2010 году в край поступило 72,4 млн. долларов США иностранных инвестиций, в том числе 38,1 млн. долларов США прямых иностранных инвестиций [1], а Республики Северного Кавказа не привлекли иностранных инвестиций вообще.

Таким образом, фактор близости к очагам политической нестабильности в Северо-Кавказском регионе снижает иностранные инвестиции в Ставропольском крае в 5-7 раз (с потенциально возможных 10-15% до 2-4% от общего объема инвестиций в основной капитал).

Все эти факторы обуславливают намного более высокий эффект границ для притока иностранных инвестиций по сравнению с международной торговлей.

Для анализа влияния эффекта границ на объемы иностранных инвестиций нами было использовано регрессионное уравнение, построенное на основе гравитационной модели, которое имеет следующий вид:

где Ii - объем инвестиций, поступивших в Ставропольский край их страны I;

GDPi - валовой внутренний продукт страны I;

GDPpercapi - валовой внутренний продукт на душу населения страны I;

Di- расстояние между Ставропольским краем и экономическим центром страны I;

α, β, K - искомые переменные в уравнении регрессии.

Решение указанного уравнения имеет вид:

Размерность Ii и GDPi должна быть одинаковой (сама размерность не имеет значения); размерность GDPpercapi - тыс. долларов США (по паритетному курсу) на душу населения; размерность Di - тыс. километров.

Следует отметить, что иностранные инвестиции несколько более чувствительны к расстоянию, чем международная торговля: это и естественно, так как в 50% случаев (а именно столько составляют прямые иностранные инвестиции в Ставропольский край) речь идет о долгосрочных вложениях, что периодически требует личного присутствия собственников и др. процедур, осложняемых географической удаленностью.

Решение уравнения для российских инвестиций, в свою очередь, имеет вид:

где GDPi и GDPpercapi - в данном случае валовой региональный продукт и валовой региональный продукт на душу населения региона i,

То есть значение эффекта границ в данном случае равно отношению значений коэффициентов K в формулах для иностранных и российских инвестиций и равно 1000.

Валовой внутренний продукт (валовой региональный продукт), в размере 1 млрд. долларов, созданный на расстоянии 2 тыс. км от г.Ставрополя, потенциально создает инвестиционный поток на территорию Ставропольского края в размере 6 долларов США, при условии, что инвестиции поступают из-за рубежа. В случае создания эквивалентной суммы на территории Российской Федерации инвестиционный поток будет в 1000 раз больше.

Как видим, значение эффекта границ в инвестиционных потоках на порядок превышает соответствующее значение эффекта границ во внешней торговле. Причина – гораздо более высокая чувствительность международного движения капитала к нестабильности и страновым рискам.

Кроме этого необходим анализ рисков в инвестиционной деятельности. Риски — неотъемлемый атрибут инвестирования и он характеризует вероятность полной или частичной потери вложенного инвестором капитала или приобретенных активов.

По мнению авторов Федеральной целевой программы, на сегодняшний день ранжирование южных субъектов Российской Федерации по условиям инвестирования выглядит следующим образом:

Высокий потенциал — незначительный риск (1A) имеет Краснодарский край;

Высокий потенциал — умеренный риск (1B) характерен для Ростовской и Волгоградской областей;

Средний потенциал — незначительный риск (2A) свойственен для Ставропольского края и Астраханской области;

Средний потенциал — умеренный риск (2B) характерен для Республики Северная Осетия — Алания;

Низкий потенциал — незначительный риск (3A) имеет Кабардино-Балкарская Республика;

Низкий потенциал — умеренный риск (3B) установлен для Республики Адыгея, Республики Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республики;

Низкий потенциал — высокий риск (3C) имеет Республика Дагестан.

Таким образом, сложность и напряженность ситуации требует серьезных изменений экономического содержания и организационно-экономической региональной политики России.

Список литературы

1. Блудова С. Н. Место региона в развитии внешнеэкономических связей. //Сборник научных трудов. Серия «Экономика». Выпуск 8. - Ставрополь: Северо-Кавказский государственный технический университет. 2002. —с.137-140

2. Блудова С.Н. Методические аспекты выявления экспорто- и импортоориентированных отраслей региональной экономики. //Крымский экономический вестник. 2013. № 6-1 (07). С. 41-44.

3. Журек С., Басс Л.. Инвестиции для Юга России: проблемы и решения. [Электронный ресурс] //http://www.ivrv.ru/2001/rus/p0112/p011201.htm

4. Новосельцева А.П., Любенкова Е.П. Инвестирование и влияние эффекта границ на привлечение иностранных инвестиций в экономику Ставропольского края при вступлении России в ВТО. //Сучасні проблеми економіки: нові погляди науковців. Матеріали всеукраїнської науково-практичної конференції (м. Дніпропетровськ, 24–25 лютого 2012 року): У 2-х частинах. – Дніпропетровськ.: НО “Перспектива‖, 2012. – Частина .I. –с.84-87.

5. Федоренко М. Русский гамбит генерала Казанцева. [Электронный ресурс]//http://www.libma.ru/politika/russkii_gambit_generala_kazanceva/index.php