УДК 903.2

Проблемы материальной культуры Зеравшанской долины

Элдор Сатторов - студент Исторического факультета Самаркандского государственного университета. (СамГУ, г.Самарканд, Республика Узбекистан)

Аннотация: Статья строится на основе памятника времени энеолита-бронзы Саразм и посвещена актуальным проблемам развития материальной культуры (в том числе металлургии и металлообработке) Зеравшанской долины, затрагивается вопрос религиозных верований, приводится периодизация А. Исакова.

Ключевые слова: Зеравшанская долина; Саразм; энеолит-бронза; земледельцы; материальная культура; периодизация.

Изучение ранних памятников земледельцев Центральной Азии в последние годы ХХ – начала XXI века занимает особое место. В течение многих лет ученые А. Аскаров, А. Исаков, У. Исламов, Я. Гулямов, В. Шишкина, М. Джуракулов и другие занимались этим вопросом. Однако, многое еще предстоит узнать. В данной работе мы обратим внимание на материальную культуры в рамках отдельно взятого памятника энеолита-бронза - Саразма.

Как известно, в IV-III тыс. до. н. э. в Центральной Азии в переходной период от освоения земель к производящему хозяйству у первобытных племенных общин существовала связь двух культурных хозяйств – земледелие и охота. Рост повседневных потребностей привел к экономическому взаимовлиянию. Появление металла и изготовление из него различных орудий ускорило процесс экономических отношений между этими хозяйствами. В конце III – начало II тыс. изменился характер и рамки территориальных границ между племенами. Расширились территории, освоенные под земледелие [II, C. 122]. Новые территории земледельческих общин, образованные в эпоху неолита стали проникать в долину Зарафшана.

Одним из таких мест можно назвать последний памятник эпохи энеолита – Саразм. Он является не только редким для древних земледельческих общин, но и как крупный металлургический центр Средней Азии. В эпоху энеолита и бронзы металлурги Саразма достигали больших успехов в области производства орудий труда, добычи и выплавки руды, в торговле металлическим сырьём. Рассматриваемая территория обеспечивала не только соседний регион, но и всю Среднюю Азию изделиями из металла. К этому времени на площадях крупных домов появляются печи для обжига гончарных изделий, дорожки из камня различной величины. Распространяется производство разных типов орудий труда и домашнего обихода из камня и металла. Производились кинжалы с короткими и длинными лезвиями. Их рукоятки были в виде удочки, сделанные из кости, прикрепленные к лезвию.

В металлургии данного периода также производились военные оружия: топор, лук и первые бронзовые зеркала, печати в разных формах, а также палицы.

Очаги Древневосточных цивилизаций Саразмских металлургов свидетельствуют о расширении экономических торговых контактов со степными племенами Северного и Северно-восточного региона Средней Азии [V, 1998].

Нахождение в Зеравшанской долине медных и свинцовых источников, как Канчач, Ёри, Жилу, находящихся примерно в 40-45 км от Саразма имеет важное значение для экономики края. Также об этом свидетельствуют месторождения золота, серебра, свинца, ртути и бирюзы, найденные в верхних районах Зеравшанских гор. Водные артерии содействовали доступности Саразмских металлургов с указанными источниками. Наличие местных минеральных источников приводит к специализации металлургической промышленности на профессиональный уровень. Данная область Саразма с эпохи энеолита и бронзы привлекает внимание племен Сибири и горных районов Алтая.

В древнем Саразме важное место занимало производство керамики. В основном оно было основано на ручном труде. На последней стадии стал применяться гончарный круг.

Саразмская керамика делится на три группы:

1. Посуда для приготовления пищи.

2. Посуда для подачи еды.

3. Посуда для хранения запасов пищи.

Посуда украшались ангобом. Поверхностное украшение делилось на три основные группы. Подобные Саразмским гончарные печи были найдены в Сополлитепа [I, С. 33-38].

Культурная и материальная жизнь населения древнего Саразма и научное изучение археологического комплекса иллюстрируют корни происхождения и тесную связь восточных территорий с древними общностями. Таким образом, корни древних земледельческих очагов долины Зеравшана восходят к общинам долины Геоксюр (Восточный Туркменистан).

Изготовление каменных орудий труда здесь также носил профессиональный характер. В Саразмском археологическом комплексе найдено около 40 предметов изготовленных из камня. Из драгоценных камней изготавливались украшения, талисманы и печати. В верхнем слое Саразма была найдена округлая печать, на которой был изображён то ли телец, то ли бык.

В древнем Саразме также были развиты обработка кожи и ткачество. Об этом свидетельствуют обнаруженные камни для переработки кожи и некоторые детали ткацкого производства, такие как веретено и пр.

Переход от ранних религиозных верований (анимизм, фетишизм, тотемизм, шаманизм) к солярно-огненному культу был огромным развитием в культурной жизни предков, так как он связан с возникновением земледелия и скотоводство. В древних земледельческих стоянках следы огнепоклонничества отражены в материальной культуре в виде алтарей, молельных конкрециях и связанных с ними предметами [II, С. 32]. В Саразме начиная с периода Саразма II возникли специальные внутридомовые алтари. К полу комнаты вблизи алтаря устанавливалась каменная ручная мельница. На четвертых раскопках в Саразме был обнаружен комплекс групповой молельни. Их было три. Вероятно, они относятся к следующим периодам:

1. Поздний энеолит (Саразм II)

2. Бронзовый век ( Саразм III)

3. Бронзовый век (Саразм IV)

Площадь одного из храма периода бронзы составляет 200 м2, состоящая из 5 комнат устроенных в один ряд. Восточные стены украшены пилястрами длиной до 1,5 м. В комплексе храма 5 комната отличается по строению от других и является алтарём.

В течение веков в Зеравшане развивалась урбанистическая культура, которая по мнению учённых, начинается со времени появления первых земледельческих общин (Саразм II).

Периодизацию развития Саразма предложенная А. Исаков выглядит следующим образом [III, С. 112]:

Саразм I –3500 – 3300 тыс. до н.э.

Саразм II – 3300 – 3000 тыс. до н.э.

Саразм III – 3000 – 2300 тыс. до н.э.

Саразм IV – 2300 – 1900 тыс. до н.э.

Мы полагаем, что предложенная периодизация А. Исаковым удревняет возраст Саразма на 3 столетия. Можно объединить археологические комплексы Саразма I и Саразма II в один период. Для их деления, недостаточно детальных стратиграфических материалов. Характеристика материалов позволяет отнести их к позднему периоду энеолита. Мы считаем необходимым отметить его абсолютную дату с последней четверти III тыс. до н. э.

Таблица 1. Сравнительную периодизацию Саразма со стоянкой Намозгох.

Саразм I

Намозгох III

Саразм II

Намозгох IV

Саразм III

Намозгох V

Саразм IV

Намозгох VI


Узоры керамических комплексов Саразма стилистически схожи с керамикой Южного Афганистана, Белуджистана и Сеистана, что свидетельствует о существование земледельческих культур Саразма в одних хронологических рамках с другими древними группами. Генезис культуры Саразма связан происхождением этнокультуры Намозгох. Однако, богатства природных ресурсов долины Зеравшана позволяют говорить о высоком развитии металлургии, по сравнению с другими сферами хозяйственной жизни.

Изучение древних стоянок земледельцев Центральной Азии показывает существование древней культуры Саразма, ее генезис, развитие и трансформирование. Этот вопрос в научной сфере до конца не исследован, и требует дальнейшего продолжения.

Список литературы

1. Аскаров А. Древнеземледельческая культура эпохи бронзы юга Узбекистана. Ташкент 1977.

2. Джуракулова Д. Зарафшон водийсининг тош ва бронза даври маданияти.Тошкент – 2011. “Фан”.

3. Исаков А. Саразм. Душанбе. 1991.

4. Исаков А., Потёмкина Т.М. Могильник племен эпохи бронзы в Таджикистане// СА. 1989 №1.

5. История Таджикского народа. Т. I. Душанбе, 1998.

Интересная статья? Поделись ей с другими: