gototopgototop

УДК 332.1

Роль лизинговых отношений в развитии малого и среднего бизнеса в регионе

Насонов Владимир Викторович - аспирант Экономического факультета Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта. (БФУ, г.Калининград)

Аннотация: В статье рассматриваются основные научные вопросы развития лизинговых отношений в развитии малого и среднего бизнеса в регионе, определяются основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на развитие лизинга, определяется механизм развития предпринимательских отношений в региональной экономике с применением лизинга.

Ключевые слова: Малое и среднее предпринимательство, лизинг, государственная поддержка

Для развития в современных экономических условиях малого и среднего бизнеса в регионе роль оснащения качественным и необходимым комплексом имущества, представляющего основные фонды для любой малой и средней организации, а также индивидуального предпринимателя в настоящее время огромна.

Роль лизинговых отношений в условиях глобализации экономики, в связи с расширением международного экономического пространства после вступления России в ВТО в настоящий момент стала важной, а для субъектов малого и среднего бизнеса в условиях продолжающегося экономического и финансового кризиса стала злободневной.

Заглядывая несколько назад в историю развития предпринимательских отношений в нашей стране, можно подчеркнуть то обстоятельство, что институт лизинговых отношений в развитии бизнеса получил свое официальное развитие только с вступлением в законную силу федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)". На момент становления предпринимательства, как узаконенного вида деятельности юридических и физических лиц, с начала «перестроечных» времен до издания названного нормативного акта экономические отношения между субъектами предпринимательства регулировались в основном в рамках арендных отношений.

Для субъектов малого предпринимательства развитие лизинговых отношений дало потенциальную возможность получить дополнительно основные фонды для планирования и дальнейшего построения экономических отношений в развитии бизнеса. Но в силу имеющихся существенных экономических шоков в мировой экономике в настоящее время, в том числе и в российской, связанных с мировым экономическим и финансовым кризисом, когда экономика находится в состоянии стагнации, многие предприниматели не в состоянии получить должную государственную поддержку в развитии бизнеса, в частности в предоставлении государственного имущества во временное пользование субъектам малого предпринимательства.

Для проведения краткого анализа механизма лизинговых отношений проведем исследование механизма лизинга для субъектов малого бизнеса на примере Калининградского региона и определим основные факторы, влияющие на развитие лизинговых отношений в настоящее время.

Немаловажным фактором в организации производства и реализации продукции имеет наличие в требуемом объеме основных фондов, используемых малыми и средними предприятиями и индивидуальными предпринимателями. Региональной программой поддержки малого и среднего бизнеса предусмотрено субсидирование части затрат на приобретение оборудования, аренду помещений, подключение к энергосетям в первый год деятельности. В настоящий момент размер субсидии составляет 90 % от суммы представленных к возмещению расходов, но не более 100 тыс. рублей. Получателями субсидии могут стать юридические лица или индивидуальные предприниматели, с даты государственной регистрации которых на момент подачи документов прошло не более 1 года. Исходя из целей разработанной программы поддержки, сам механизм имеет краткосрочный характер и не содержит гарантий для малого и среднего бизнеса для получения финансовой помощи в последующие годы. В целевых программах, разработанных для субъектов малого и среднего предпринимательства, на зарезервирован государственный фонд недвижимого имущества для его предоставления предпринимателям либо по договору безвозмездного пользования (ссуды), либо по договору аренды.

Один из самых эффективных способов, установленных гражданским законодательством для включения в экономический оборот малых и средних предприятий, является механизм использования объектов недвижимости, оборудования и других материальных средств посредством передачи их в лизинг. В целях проведения «стартовых» мероприятий для начинающих предпринимателей названный метод просто необходим.

Указанной программой поддержки малого и среднего бизнеса в Калининградской области предусмотрено субсидирование части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей по приобретению оборудования, устройств, механизмов, автотранспортных средств (за исключением легковых автомобилей), приборов, аппаратов, агрегатов, устройств, установок, машин, средств и технологий. В свою очередь субсидии предоставляются начинающим предпринимателям на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов на уплату только первого взноса при заключении договора лизинга оборудования и в размере, не превышающем 1,0 млн. рублей на одного получателя поддержки. Исходя из существующего механизма поддержки развития указанного направления, можно сделать вывод, что в силу своего правового и экономического статуса, субъекты малого предпринимательства не имеют гарантий государственной поддержки в последующие годы. В соответствии с федеральным законом от 29.10.1998 № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" в случае неперечисления лизингополучателем лизинговых платежей более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга срока платежа их списание со счета лизингополучателя осуществляется в бесспорном порядке путем направления лизингодателем в банк или иную кредитную организацию, в которых открыт счет лизингополучателя, распоряжения на списание с его счета денежных средств в пределах сумм просроченных лизинговых платежей. В свою очередь лизингодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора лизинга и возврата в разумный срок лизингополучателем имущества. Все расходы, связанные с возвратом имущества, в том числе расходы на его демонтаж, страхование и транспортировку, несет лизингополучатель.

Анализируя приведенный выше правовой механизм ответственности лизингополучателя за просрочку лизинговых платежей, можно с определенной уверенностью сказать, что в силу действующего регионального механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере лизинговых отношений, рассчитанный на первый год использования оборудования, переданного в лизинг, эти субъекты в дальнейшем теряют государственную гарантию по выплате лизинговых платежей и в случае их тяжелого финансового положения могут потерять объекты лизинга вообще, в связи с односторонним расторжением договора со стороны лизингодателя.

Проведя краткий анализ основных причин в недостаточном развитии лизинговых отношений в регионе можно предложить определенный вариант повышения эффективности государственной поддержки в предоставлении государственного имущества в лизинг.

Первым, достаточно эффективным методом в повышении обеспечения объектами лизинга малого бизнеса, это создание холдинговых компаний с контрольным пакетом акций субъекта федерации, участниками или лизингодателями которых могут стать лизинговые компании, действующие на территории региона. В связи с тем, что такая практика успешно применяется на федеральном уровне, особенно в агропромышленном комплексе, то на основании определенных договоренностей в составе холдинга лизинговые компании, обладающие необходимым имущественным комплексом, в состоянии обеспечить на основе договора лизинга субъектов малого предпринимательства необходимым имуществом под весьма небольшие лизинговые платежи, что может стать существенным условием государственной поддержки малого и среднего бизнеса в регионе.

С точки зрения экономической целесообразности, то развитие лизинговых отношений, в виде мер государственной поддержки, несет в себе положительный эффект для многих отраслей региональной экономики, где задействован малый и средний бизнес. Приобретение основных средств в форме лизинга позволяет снизить налоговую нагрузку предприятия. В частности, платежи по лизинговым договорам уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (являются затратами). Планирование потоков НДС при лизинге требует тщательного подхода в соответствии с действующими нормативными документами и, иногда, может обеспечить дополнительные выгоды при лизинге.

В свою очередь, для развития лизинговых отношений, региональные целевые программы развития малого и среднего бизнеса в регионе, должны содержать более тщательный и эффективный механизм развития лизинга для поддержки малого предпринимательства. Для этого необходимо органам государственной власти и местного самоуправления наладить более тесные контакты с существующими в регионе лизинговыми компаниями, определить основные направления развития лизинговых отношений в ведущих отраслях региональной экономики, где преимущественно участвует в экономических отношениях малый и средний бизнес.

Вторым способом, который может послужить большим подспорьем в имущественной поддержке малого и среднего предпринимательства в регионе, является создание имущественного фонда, а именно производственной инфраструктуры, находящейся в собственности субъекта федерации. Не секрет, что много производственной инфраструктуры после результатов «перестройки» и развала социалистической экономики осталось фактически бесхозяйной, но при привлечении инвестиций на восстановление и реконструкцию, такой имущественный массив можно с успехом использовать в арендных или ссудных отношениях с субъектами малого предпринимательства, что будет являться одной из мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Подводя краткий итог механизму лизинговых отношений в регионе, да и в стране в целом обозначим дальнейшую динамику развития лизинговых отношений, как метод государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в регионе.

28 мая 2013 года завершил работу круглый стол «Развитие лизинга для субъектов малого и среднего предпринимательства», организованный в рамках программы сотрудничества ОАО «МСП Банк» и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего бизнеса.

В круглом столе приняли участие руководители лизинговых компаний — лидеров в сегменте лизинга для МСП, представители ОАО «МСП Банк», профильных и региональных комитетов ТПП РФ, органов государственной власти, предприниматели, общественные объединения, институты содействия бизнесу.

В ходе круглого стола обсуждались следующие вопросы:

• текущее состояние и перспективы развития рынка лизинга для субъектов малого и среднего предпринимательства;

• новые стратегии и тактики расширения доступности услуг лизинга для МСП;

• финансирование модернизационных, инновационных и энергоэффективных проектов МСП на условиях программы ОАО «МСП Банк»;

• возможности диверсификации рынка лизинга для МСП в части увеличения доли сделок лизинга с производственным и технологическим оборудованием;

• практика разделения рисков по лизинговым сделкам с субъектами РФ и региональными институтами содействия предпринимательству (гарантийными фондами, фондами поддержки МСП).

Снижение динамики лизингового рынка в 2012 году способствовало усилению диверсификации рынка по клиентам и сегментам. В частности, лизинговые компании уделили большое внимание субъектам малого и среднего предпринимательства. Так, в сравнении с 2011 годом доли малого и среднего бизнеса выросли на 6 и 0,3 процентного пункта соответственно. Сегментами-лидерами в сделках с МСП стали грузовой транспорт (28,4% от всего объема сделок лизинга), железнодорожная техника (24,5%) и легковые автомобили (20,4%).

Как свидетельствуют данные исследования, проведенные рейтинговым агентством «Эксперт РА», спрос на лизинговые услуги со стороны представителей МСБ не сократился, а из-за ужесточения банковского законодательства, наоборот, усилился.

По итогам 2012 года объем новых сделок с малым бизнесом составил 283 млрд рублей (плюс 41% за год), со средним бизнесом — 175 млрд рублей против 169 млрд годом ранее (плюс 3,5%).

Для малых и средних предприятий (особенно в неторговом секторе), традиционно испытывающих сложности с доступом к долгосрочному банковскому кредитованию, лизинг зачастую является единственным эффективным и доступным способом приобретения и модернизации необходимых основных фондов.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации.

3. Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".

4. В ТПП РФ прошел круглый стол «Развитие лизинга для субъектов МСП».- URL: http://www.banki.ru/news/pressreleases/?id=4974995. Дата обращения 01.03.2014.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 350 рублей для России и 420 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 120 рублей

Реквизиты для оплаты через банк