Роль управленческого анализа в деятельности организации и его взаимосвязь с финансовым анализом

Левицкая Оксана Владимировна - магистрант Тюменского государственного университета. (ТюмГУ, г.Тюмень)

Аннотация: Данная статья посвящена роли управленческого анализа в анализе хозяйственной деятельности и его взаимосвязи с финансовым анализом. Выявлена роль управленческого анализа в анализе хозяйственной детальности организации. Рассмотрены основные особенности управленческого и финансового анализа. Выявлены ключевые финансовые показатели управленческого учета.

Ключевые слова: Анализ, экономический анализ, финансовый анализ, управленческий анализ, финансовая устойчивость, ликвидность, платежеспособность.

Развитие рыночных отношений поставило хозяйствующие субъекты различных организационно-правовых форм в такие жесткие экономические условия, которые объективно обусловливают проведение ими сбалансированной заинтересованной политики по поддержанию и укреплению финансовой деятельности предприятия, его платежеспособности и финансовой устойчивости.

Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением её анализировать. С помощью комплексного анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются бизнес-планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и финансовых результатов предприятия предполагает изучение технического уровня производства, качества, и конкурентоспособности выпускаемой продукции, обеспеченности производства трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами и эффективности их использования.

Цель анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия – повышение эффективности его работы на основе системного изучения всех видов его деятельности. В процессе анализа исследуются совокупность технологических, социально–экономических, правовых и иных процессов, закономерности формирования, построения и функционирования систем управления: принципы построения организационных структур, эффективность применяемых методов.

Анализ в узком смысле слова представляет собой деление явления или предмета на составные элементы для изучения их как частей целого.

Экономический анализ - это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей. Экономический анализ подразделяется на финансовый и управленческий.

Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий применяют методы финансового анализа для принятия решений. Собственники анализируют финансовые отчеты с целью повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Качество принимаемых решений в значительной степени зависит от качества их аналитического обоснования. Субъектами анализа выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации.

В определенных случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую отчетность. Отдельные группы пользователей, например руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного и финансового учета). Тем не менее, чаще всего годовая и квартальная отчетность являются единственным источником внешнего финансового анализа. [5, стр.37]

Методика финансового анализа включает три взаимосвязанных блока:

1) анализ финансовых результатов деятельности предприятия;

2) анализ финансового состояния предприятия;

3) анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Основная цель финансового анализа — получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов: финансовый анализ, управленческий анализ.

Управленческий анализ представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа информации о затратах и результатах хозяйственной деятельности, необходимой управленческому персоналу для управления деятельностью компании.

Взаимосвязь управленческого и финансового анализа представлена в схеме (рис. 1).

 

Взаимосвязь управленческого и финансового учета

Рисунок 1. Взаимосвязь управленческого и финансового учета.

Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет.

Финансовый анализ, основывающийся на данных только публичной бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого за пределами предприятия заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. При анализе только публичных отчетных данных используется весьма ограниченная часть информации о деятельности предприятия, что не позволяет раскрыть все стороны деятельности фирмы.

Особенностями внешнего финансового анализа являются:

• множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия;

• разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

• наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;

• ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;

• ограничение задач анализа как следствие предыдущего фактора;

• максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

Особенностями управленческого (внутреннего) анализа являются:

• ориентация результатов анализа на цели и интересы руководства предприятия;

• использование всех источников информации для анализа;

• отсутствие регламентации анализа со стороны государственных органов;

• комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;

• интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений;

• максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.

Принципиальные особенности в содержании и организации финансового и управленческого анализа связаны со сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет, представлены в таблице 1. [6,. стр. 72]

Таблица 1. Особенности управленческого и финансового анализа.

Классификационные признаки

Финансовый (внешний) анализ

Управленческий (внутренний) анализ

1. Цель анализа

Оценка состава и структуры имущества предприятия, интенсивности использования капитала платежеспособности и финансовой устойчивости и использования прибыли, прогнозирование доходов и потоков денежных средств, выявление дивидендной политики осуществляемой руководством предприятия.

Изучение механизма достижения максимальной прибыли и повышения эффективности хозяйствования, разработка важнейших вопросов конкурентной политики предприятия и программ его развития на перспективу, обоснование управленческих решений по достижению конкретных производственных целей.

2. Объект анализа

Хозяйствующий субъект в целом, его финансовое положение.

Различные аспекты производственно финансовой деятельности структурных подразделений хозяйствующего субъекта.

3. Субъекты анализа (исполнители)

Лица и организации, находящиеся за пределами этого предприятия (менеджеры и аналитики заинтересованных фирм, специальные компании, занимающиеся анализом отчетов по общепринятой методологии, кредитные агентства и др.)

Различные организационные структуры внутри хозяйственного управления и отдельные лица, ответственные за проведение анализа, лаборатории, бюро, группы, бухгалтерия, отделы, менеджеры, а также внешние консультанты для проведения аналитической работы.

4. Организация анализа (периодичность проведения)

Проводятся периодически не реже одного раза в год, а также по мере представления отчетности в соответствующие инстанции (в налоговую инспекцию — ежегодично в статистическое управление — ежеквартально и т.д.)

Проводится по мере необходимости на нерегулярной основе, прежде всего по тем направлениям где наблюдаются спад производства, кризисная ситуация рост затрат, снижение рентабельности и качества продукции, отставание в конкурентной борьбе и т.д.

5.Информационная база анализа

Бухгалтерская отчетность.

Данные первичного бухгалтерского и оперативного учета, выборочных обследований, нормативно-справочная информация, параметрические данные, акты ревизий и инвентаризаций, аналитические расчеты, а также сведения, добытые у конкурентов в процессе промышленного шпионажа.

6. Доступность информации

Открыта для всех потребителей, формируется на базе публичной отчетности.

Представляет коммерческую тайну, используется для внутрихозяйственного управления.

7. Потребители информации

Акционеры, инвесторы, банки, поставщики и покупатели, налоговые инспекции, эмитенты, ЦБ, другие юридические и физические лица, заинтересованные в финансовой устойчивости предприятия, а также конкуренты, наемный персонал и профсоюзные объединения.

Менеджеры предприятия, совет директоров, директора филиалов и дочерних предприятий, начальники цехов, бригадиры, мастера и др.

8. Использование систем учета

Строго систематизированный анализ на базе бухгалтерской отчетности.

Используются данные бухгалтерского, оперативного и статистического учета, а также любая другая информация, пригодная для достижения поставленной цели.

9. Измерители информации

Преимущественно стоимостные измерители.

Любые измерители: стоимостные, натуральные» трудовые и условно-натуральные.

10. Использование методов анализа

Группировки, установление влияния инфляционных факторов; сравнительный, структурный и коэффициентный анализ; методы факторного анализа.

Статистические и математические методы, элиминирование, сравнения, графики, комплексные оценки и др.

11.Направленность анализа

Дать обоснованную оценку финансового положения предприятия, квалифицированно интерпретировать аналитические расчеты.

Выявить резервы снижения затрат и роста прибыли, обосновать управленческие решения по их мобилизации в производство.

12. Свобода выбора в проведении анализа

Обязательное следование общепринятым принципам его проведения по данным бухгалтерской отчетности.

Нет установленных норм его проведения, не имеется общепринятых методик. Критерий — пригодность, результативность.

13. Формы обобщения

Табличный материал с исходными и расчетно-аналитическими данными, сравниваемыми с нормативными коэффициентами. Письменная интерпретация аналитических данных.

Отчет о проведенном анализе, разработка программ по реализации обоснованных управленческих решений.

14. Вид анализа

Внешний, ретроспективный, тематический.

Внутренний, оперативный, текущий, комплексный.

15. Степень надежности

Во многом субъективен, схематичен, незначителен по числу аналитических показателей; не может быть точен ввиду умышленного искажения бухгалтерской отчетности для сокрытия прибыли и завуалирования механизма ее получения. Выправляется это положение аудиторскими проверками.

Зависит от целей проведения, использует строго достоверные первичные данные, подтвержденные ревизионной группой и группой внутреннего аудита.

 

Таким образом, аналитическая информация управленческого анализа используется исключительно для внутреннего управления. В финансовом же анализе в основном собирается информация, не являющаяся коммерческой тайной организации, в связи с чем ее представляют также внешним пользователям. Общепринятые принципы финансового анализа могут действовать также и в управленческом анализе, поскольку руководители предприятий в своей деятельности не могут руководствоваться исключительно непроверяемыми, субъективными оценками и мнениями. Кроме того, информация обеих подсистем используется для принятия необходимых управленческих решений. Особенностью управленческого анализа является предоставление прогноза на будущее фирмы, а финансового анализа – результатов уже проделанной работы.

Управленческий анализ является важным элементом в управлении организации. Управленческий анализ использует весь комплекс экономической информации, носит оперативный характер и полностью подчинен воле руководства организации. Только такой анализ позволяет реально оценить состояние дел в организации, исследовать структуру себестоимости не только всей выпущенной и реализованной продукции, но и отдельных ее видов, состав коммерческих и управленческих расходов, особенно тщательно изучить характер ответственности должностных лиц за выполнение бизнес-плана.

В рамках управленческого анализа финансовых показателей, можно выделить, следующие направления исследований:

• оценка финансовой устойчивости предприятия;

• анализ ликвидности и платежеспособности;

• исследования деловой активности (оборачиваемости);

• оценка эффективности деятельности (оценки рентабельности).

Показатели финансовой устойчивости показывают общую финансовую структуру предприятия, степень его зависимости от кредиторов и инвесторов, что является важным элементом для управленческого анализа. Основной целью анализа финансового состояния предприятия являются изучение и оценка обеспеченности субъектов хозяйствования экономическими ресурсами, выявление и мобилизация резервов их оптимизации и повышения эффективности использования.

Показатели ликвидности и платежеспособности предприятия позволяют выявить финансовые возможности предприятия, которые определяются, прежде всего, наличием у него собственного капитала. Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы с целью изучения эффективности использования ресурсов, банки для оценки условий кредитования и определения степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступления средств в бюджет. Суть анализа показателей ликвидности и платежеспособности выражается в способности оценить, как организация сможет своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам.

Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Тем самым показатели деловой активности для управленческого анализа позволяют выявить возможности максимизации прибыли. Повышение деловой активности любого предприятия проявляется в расширении сферы обслуживания или рынка сбыта, увеличении номенклатуры товаров и услуг и ее успешной реализации, стабильном развитии (профессиональное, личностное развитие) штата работников предприятия, эффективности использования всей базы ресурсов (финансы, персонал, сырье).

Оценка результатов деятельности на основе сбалансированной системы показателей эффективности деятельности имеет множество преимуществ: процессы планирования, контроля и доведения до сведения служащих стратегических целей и этапов их реализации становятся боле прозрачными; наличие как опережающих показателей, характеризующих факторы успеха в будущем, так и показателей за прошедшее время позволяет проводить ретроспективный анализ; создаются дополнительные возможности для достижения эффективности внутренних административных процессов и определения условий совершенствования организационной структуры и внутренних процессов.

Проводится управленческий анализ деятельности предприятия с помощью финансовых показателей с целью идентификации внутренних переменных, которые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ.

Данные управленческого анализа финансовых показателей играют решающую роль в разработке важнейших вопросов конкурентной политики организации, создания механизма достижения максимальной прибыли. Поэтому результаты управленческого анализа огласке не подлежат, они используются руководством организации для принятия управленческих решений как оперативного, так и перспективного характера. Оценка финансовых показателей с позиции управления позволяет разработать важнейшие вопросы конкурентной политики предприятия и программ его развития на перспективу, обоснование управленческих решений по достижению устойчивости и эффективности функционирования.

От правильности и результативности управленческого анализа зависит основной результат – прибыль. Управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия управленческих решений.

Необходимость управленческого анализа заключается в том, что:

1. Анализ нужен при построении стратегии развития компании и вообще для полной реализации качественного менеджмента, так как является важным звеном управленческого цикла.

2. Он нужен, чтобы оценивать привлекательность компании с точки зрения возможности привлечения дополнительного капитала, определять рейтинг фирмы или компании в национальных позициях.

3. Анализ помогает выяснить возможности и резервы компании, определить направление возможностей фирмы к изменениям внешней среды.

В конечном итоге целью управленческого анализа является получение прибыли и достижение определенного уровня рентабельности. Получение прибыли является конечной целью деятельности предприятия не только потому, что в результате этого улучшается экономическое положение предприятия, но главное — получение достаточной прибыли необходимо для сохранения экономической жизнеспособности предприятия, сохранения возможности дальнейших вложений капитала.

Список литературы

1. Ершова С.А./ Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие. -СПб.: СПбГAСУ, 2010.-155 с.

2. Ефимова, О.В. Анализ показателей ликвидности / О.В.Ефимова // Бухгалтерский учет. - 2008. - № 6. – С. 54-5

3. Ефимова, О.В. Годовая отчетность для целей финансового анализа / О.В.Ефимова // Бухгалтерский учет. - 2009. - № 2. – С. 32-37.

4. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / О.Н.Волкова. - М.: ПБОЮЛ, 2010. - 424 с. 4. – С. 58-62.

5. Морозко Н.И. / Финансовый менеджмент: учебное пособие.-ВГНА Минфина РФ,2009, 197с.

6. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 3-е изд. / Г.В.Савицкая. - Мн.: ИП "Экоперспектива", 2009. - 498 с.