Свобода духа и личности в философской концепции Н.А.Бердяева

Горшков Сергей Юрьевич – аспирант кафедры Философии, политологии и социологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. (ПГСГА, г.Самара)

Аннотация: Статья посвящена проблеме реализации человеческой свободы, исходя из основных представлений выдающегося русского философа Н.А. Бердяева. Не смотря на религиозную направленность концепции, его взгляды способствуют раскрытию многих современных социальных процессов. Он отвергает постановку вопроса человеческой свободы как свободу воли и рассматривает свободу исключительно как свободу духа.

Ключевые слова: Свобода, дух, личность, ответственность, общество.

Вопрос человеческой свободы для Н.А. Бердяева имеет особое значение1 и выходит за рамки богословия. Его учение является альтернативной концепцией основным представлениям о свободе, существующим на тот момент. В философско-религиозном учении свобода человека рассматривается как свобода духа в отличии от многих западных натуралистических учений, основывающихся прежде всего на анализе свободы воли или свободе действия или выбора, тем самым сближаясь с психологическими воззрениями. Согласно взглядам Н.А. Бердяева, существование истинной свободы возможно только в духовном мире человека, а не в материальном в котором она реализуется, и становиться формальной. С помощью внутренней творческой энергии, выступающей реальной свободой, человек способен преобразовывать жизнь общества и мира. В этой связи выявляется возможность существования двух свобод, внешней и внутренней. Эти свободы взаимосвязаны, но лежат в разных плоскостях, т.к. внешнее высвобождение не приводит к освобождению от своей низшей природы или собственных заблуждений. “Освобождение рабов во внешнем обществе не есть ещё освобождение от внутреннего рабства”. [4, с.316]

Возможность существования социальной свободы определяется личностью, становление которой есть победа над социальной детерминацией. “Личность есть постоянное совершенствование себя и борьба с действительностью, овладение собой и миром, победа над рабством, освобождение. Личность есть существо разумное, но она не определяется разумом, и её нельзя определить как носителя разума”. [2, с.58] Т.о. с одной стороны она выступает связующим звеном социальной системы и одновременно границей личностных и социальных интересов, которые могут не совпадать. “Личность есть независимость от природы, общества и государства. Она противится всякой детерминации извне, она есть детерминация изнутри”. [1, с.15] Личностная свобода, требует особой внутренней работы (осознания и возложение на себя ответственности), социальная свобода подразумевает открытость социальной системы и подсистем, а также возможность перестройки социальных взаимоотношений. Свобода у философа выступает особым динамичным состоянием, так как всегда существует возможность перехода в свою противоположность, как в индивидуальном, так и в социальном плане. Она отягощается ответственностью, так же как социальная свобода обязанностью. Существование социальной свободы не возможно без личностной свободы. “Человек находится в рабьей зависимости от общества, и он сам создает эту зависимость”. [2] Свобода не является естественным состоянием человека, с рождения он зависим от ряда факторов, которые сопровождают его на протяжении жизни, причём как естественных (природных) так и не естественных. В связи с этим философ выявляет единственный способ проявления истинной свободы только в творческой активности, которая заложена в каждом человеке, но форма её проявления каждый раз уникальна и не предсказуема. Рассмотрение человека, как социального существа, является обречение его на рабство. Объективация делает его существом, состоящим из частичных свойств, национальных, социальных, профессиональных, претендующих на целостность, но это как раз и не есть конкретный человек, т.к. человеческая природа универсальна. Конкретный человек не может быть человеком само-детерминированным - это самый свободный человек.

В философии Н.А. Бердяева общество2 является не органической целостностью, а созданной кооперацией в основе, которой материальное благо. Органичность общества есть продукт экстериоризации 3. В основе свободного общества, по мнению философа должны находиться образы: свободного духа, персонализма, солидарности и милосердия. Такое общество способно противостоять общественной детерминации и иерархичности. “Источник истинной свободы лежит в духе, а не в обществе. Все, что исходит от общества, - порабощающее, все, что исходит от духа, - освобождающее. В свободно созданном обществе устанавливается приоритет личности над обществом, а общества над государством. За этим стоит примат духа над материальным миром”. [2] Следует заметить, что подобная расстановка приоритетов способна привести к ослаблению общественной консолидации и катализировать механизмы социальной дезинтеграции.

По мнению философа, главные противоречия свободы в социальной среде выражаются в том, что дорожащие сохранением установившегося режима, начинают воспринимать покой и неизменность как свободу, а движение и изменение как её нарушение. Т.о. реакционеры, враждебные социальным изменениям, могут прикрывать свои идеи защитой свободы.

Анализируя возможность социальной свободы, он приходит к выявлению пропорциональной закономерности: “свобода должна увеличиваться по мере приближения к духу и уменьшаться по мере приближения к материи. Т.о. Дух есть свобода, материя есть необходимость.” [4, с.322] Экономика, являющаяся важнейшей составляющей современной социальной действительности не способна привнести истинную свободу, т.к. человек пока не способен отказаться от удовлетворения потребностей как естественных, так и неестественных, но нарушение вопроса экономического не даёт возможности реализовать свободу в полном объёме. Сосредоточенность на материальной стороне жизни, которая наиболее далека от свободы, ведёт к тому, что в ней начинают видеть не средства, а цель жизни, творческую духовную жизнь или отрицают или подчиняют материальной жизни. Свобода всегда существует с несвободой, поэтому социальная свобода выступает диапазоном, между общественными ограничителями (социальными детерминантами) и правами и слободами личности, где личность осмысливается как автономный статус. Осознание свободы предполагает согласие на боль, а значит способность пережить боль. Данное суждение предполагает не только осознанное наложения на себя бремени ответственности, но и смирение своей воли в угоду общественному благополучию, что согласно философу является величайшим проявлением (разумной) свободу, т.к. позволяет освободить свою волю от власти темных стихий. Т.о. путь человека к свободе возможен только через смирение своей воли в переходе от эгоцентризма к теоцентризму. “Автономию морали, науки, искусства, права, хозяйства, которую утвердила новая история, совсем не есть автономия самого человека. Все освобождалось, кроме самого человека. Человек делался рабом автономной морали, науки, права, хозяйства и пр.” [5, с.111]

Список литературы

1. Н.А. Бердяев. Царство духа и царство кесаря. Изд. “Республика”. 1995

2. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики», Париж: YMCA-Press, s.d. 1939

3. Социологический энциклопедический словарь. Под. Ред Г.В. Осипова, М., Изд. группа НОРМА-ИНФРА · М, 2000,

4. Судьба России: книга статей/Н.А. Бердяев. – М.: Эксмо, 2007

5. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.

6. Философский словарь. под. Ред. И.Т. Фролова, Изд. “Республика”; М, 2001


1Неслучайно, он не раз возвращался к этой проблеме в своих монографиях и статьях, выводя её на новый уровень. Н.А. Бердяев. Философия свободы. М. 1911 г., О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики, Париж: YMCA-Press, s.d. [1939], и.т.д.

2Общество – в философском смысле представляет собой особую надприродную реальность, включающую человека целесообразную деятельность людей, её результаты и складывающиеся между ними отношения.// Философский словарь. под. Ред. И.Т. Фролова, Изд. “Республика”; М, 2001

3Экстериоризация — процесс порождения внешних психических проявлений человека через преобразования внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной человеческой деятельности.//Социологический энциклопедический словарь. Под. Ред Г.В. Осипова, М., Изд. группа НОРМА-ИНФРА - М, 2000, ст. 536

Интересная статья? Поделись ей с другими: