gototopgototop

Временные (темпоральные) особенности управления корпорацией

Филончик Вероника Сергеевна - студентка Экономического факультета Отделения национальной экономики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. (РАНХиГС, г.Москва)

Аннотация: В статье рассмотрены временные (темпоральные) особенности развития бизнес-систем с точки зрения трансдисциплинарного системного подхода и выявлены закономерности инновационной деятельности компаний фармацевтической отрасли.

Ключевые слова: Управление, временные (темпоральные) особенности, жизненный цикл, система, трансдисциплинарный системный подход.

Временные или темпоральные особенности развития бизнес-систем были замечены давно. Начиная с 1960-х годов начались активные исследования жизненных циклов компаний, как зарубежными учеными, так и российскими. В качестве основополагающего принципа авторы используют различные особенности. Например, Г.Липпит и У.Шмидт используют в центе внимания эволюцию проблем менеджмента в организации; Н. Черчилл и В.Льюис – стиль управления, структуру, развитость формальных систем, стратегические цели и вовлеченность собственников в бизнес; И.Миллер и Л.Фризен - стратегию и структуру, методы принятия решений; И.Адизес – жизненный цикл компании рассматриваются как живой организм и носит циклический характер и т.д., но, несмотря на разные основополагающие факторы, многими учеными были выявлены схожие этапы развития бизнес систем во времени: рождение, развитие, зрелость и спад, у некоторых авторов вышеперечисленные этапы дополняются промежуточными этапами. Эти этапы являются составными частями базовой модели, и на них строится весь процесс стратегического управления. Следовательно, стратегическое управление, основанное на этой модели, предопределяет бизнесу смерть. А проведение различных мероприятий: смена технологий, обучение персонала, выведение новой продукции и т.д. приведет лишь к продлению этапа развития компании, но не к продлению всего жизненного цикла.

Многочисленные исследования показывают, что любой бизнес развивается по неким общим законам, как и товары и услуги. Выделяют жизненный цикл товара (период времени, в течении которого продукт пользуется спросом и приносит доход от продажи.), где товар проходит по основным этапам: разработка товара, выведение его на рынок, рост и спад. Для бизнеса выделяют жизненный цикл бизнеса или бизнес-идеи (период времени, в течение которого бизнес полностью реализует (исчерпывает) свою первоначальную бизнес- идею).

Стоит отметить, что управление – это процесс целенаправленного воздействия на что-либо или кого-либо[1]. В данном случае воздействие направлено на бизнес-систему. В этой связи менеджерам необходимо правильно определять цели и разрабатывать мероприятия по их достижению. В этой связи очень важным моментом в управлении является ответ на вопросы: 
- на каком этапе развития находится корпорация?;
- когда необходимо проводить мероприятия?:
- когда внедрять инновации?; и т.п.

Вышеописанные подходы к учету темпоральных факторов, несмотря на верно подмеченную суть процессов развития, не могут быть применены для управления, поскольку выделяемы этапы носят исключительно описательный характер или позитивный характер. То есть с их помощью не представляется возможным указать календарные периоды и моменты начала и конца проведения мероприятий. Поэтому решение об этом принимается в основном на уровне интуиции.

Для того, чтобы обоснованно принимать подобные решения необходим нормативный подход. Одним из таких подходов является системно-трансдисциплинарный подход [2].

С точки зрения трансдисциплинарной концепции, система – это порядок, обуславливающий единство элементов, с данной точки зрения экономическая система понимается как фрагмент.

Основой для построения нормативной модели жизненного цикла бизнеса является модель временной или темпоральной единицы порядка. Согласно этой модели полный период преобразования состояния объекта представляет собой как минимум два дополняющих друг друга этапа – Количественный (консервативный этап) и Качественный (новаторский этап).

Количественный этап - этап становления бизнеса. Основные усилия направлены на увеличение объемов производства товаров и услуг. На этом этапе не вводятся новые товары и услуги. Целью данного этапа является увеличение объемов продаж. Изменения относительно просто реализуются в рамках сложившейся системы управления: простые организационные изменения, которые корректируют сложившийся порядок ведения бизнеса и его тактического управления.

Качественный этап – этап развития состоявшегося бизнеса. С началом данного этапа начинается старение бизнес идеи, т.е. бизнесмен замечает существенное различие между тем, каким должен быть его бизнес и каким он стал. На данном этапе должны происходить качественные изменения, т.е. расширение первоначального ассортимента товаров и услуг, перестройка системы управления, изменение подхода к управлению ресурсами, разработка инновационных мероприятий.

В свою очередь каждый из этих этапов может быть разделен в соответствии с указанным порядком. В результате в полном периоде преобразовании существует восемь периодов развития. В рамках определенного временного отрезка бизнес предрасположен определенному типу инноваций.

Описанная трансдисциплинарная модель временной единицы порядка позволяет построить модель жизненного цикла развития корпорации, которая придает нормативную составляющую развития и позволяет установить календарную продолжительность. Кроме того с ее помощью возможно установить календарно критические и контрольные точки.

Таким образом, трансдисциплинарная теория позволяет использовать в управлении темпоральные законы, применимые для любой бизнес-системы.

Проведенный на основе трансдисциплинарной методики ретроспективный анализ шести фармацевтических компаний позволил выявить следующие закономерности:
- сокращение жизненного цикла компании связано с тем, что реальное состояние компании отличается от эталонного, чем выше это отклонение, тем выше вероятность негативных событий, наблюдаемых в жизнедеятельности компаний;
- для компаний фармацевтической отрасли определены этапы, периоды и циклы развития, в том числе их календарная продолжительность, в рамках которых следует производить инновационную деятельность;
- существует строго определенные периоды для разного рода инноваций, в случае если компания применяет инновации высших порядков на Количественном этапе – в компании наступает кризисные ситуации; в случае применения инноваций низших порядков на Качественном этапе – в компании наблюдается застой;
- эффективность инноваций высших порядков зависит от качества проведения предыдущих инноваций, а инновации седьмого порядка проводятся в период перехода системы на новый жизненный цикл развития.

Проведенный анализ и адаптация модели темпоральной единицы порядка к позволяет сделать вывод о том, что использование трансдисциплинарной методологии в управлении корпорациями повысит эффективность разрабатываемых мероприятий.

Список литературы:

1. Мокий М.С. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / М.С. Мокий. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009 234-237 с.
2. Мокий М.С.,Мокий В.С.. Никифоров А.Л. Философия и методология экономической науки. Уч.пособие. М.: Издательство РЭУ им.Г.В.Плеханова, 2010 г. 54-59 с.
3. Очковская М.С. Инновации как качественный фактор экономического роста: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2006. 25 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 350 рублей для России и 420 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 120 рублей

Реквизиты для оплаты через банк