Анализ состояния и перспектив развития гостиничного рынка Оренбургской области
Федоров Роберт Геннадьевич - аспирант Сочинского государственного университета, ассистент кафедры Управления персоналом, туризма и сервиса Оренбургского государственного института менеджмента. (СГУ, г.Сочи, Краснодарский край, ОГИМ, г.Оренбург)
Аннотация: В статье подробно рассматриваются состояние гостиничного рынка Оренбургской области на основе анализа главных показателей развития отрасли за последние годы. Выявлены основные проблемы развития гостиничного рынка в данном регионе и предложены пути их решения.
Ключевые слова: Гостиница, региональный гостиничный рынок, туристская привлекательность, Оренбург.
Оренбургская область – один из крупнейших регионов Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа.
На Оренбургскую область приходится самый протяжённый участок российско-казахстанской границы, составляющий 1876 километров.
Оренбуржье обладает разветвленной транспортной системой, которая включает предприятия железнодорожного, автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта. Через регион проходят транзитные грузовые и пассажирские потоки в направлении «Центр - Средняя Азия» и «Запад – Восток». Оренбургская область - многонациональный регион. Здесь проживают представители 216 национальностей. В Оренбуржье возведен уникальный, единственный в России, культурно-национальный комплекс «Национальная деревня», который отмечен международной премией «Лидеры Туриндустрии -2007».
В настоящее время туристская отрасль Оренбургской области насчитывает более 75 туристических фирм, из них 2 туроператора, 219 коллективных средств размещения.
Развитие туризма в Оренбургской области сдерживает ряд факторов:
• отсутствие развитой туристской инфраструктуры;
• отсутствие крупных туроператоров по внутреннему и въездному туризму, имеющих собственную туристскую инфраструктуру и инвестиционный потенциал;
• сезонный характер занятости в туристическом обслуживании населения и многие другие.
• отсутствие комплекса мероприятий по продвижению туристического продукта региона.
Несмотря на вышеперечисленные проблемы, наблюдаются положительные тенденции в развитие внутреннего туризма, особенно на территории Соль-Илецкого и Кувандыкского районов – разрабатываются программа развития туризма, совершенствуется туристская инфраструктура, появляются новые турпродукты, развиваются экскурсионные услуги и т.д.
Немалое влияние на развитие туризма и на привлекательность региона среди туристов оказывает состояние гостиничного сектора, а именно количество средств размещения, их разнообразность, качество предоставляемых услуг и т.д.
Прежде, чем перейти к рассмотрению особенностей гостиничного рынка Оренбуржья, обратимся к статистическим данным за последние годы.
Таблица 1 - Коллективные средства размещения (КСР).
|
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
Число КСР, единиц |
139 |
136 |
153 |
163 |
гостиничного типа |
83 |
87 |
107 |
114 |
Специализированные |
56 |
49 |
46 |
49 |
Их вместимость, мест |
10104 |
12677 |
10396 |
12656 |
гостиничного типа |
3456 |
6098 |
4840 |
7028 |
специализированные |
6648 |
6579 |
5556 |
5628 |
Таблица 2 - Номерной фонд коллективных средств размещения (КСР).
|
2010 |
2011 |
Число номеров (комнат) |
4259 |
4594 |
в расчете на одно КСР, единиц |
28 |
28 |
Число мест |
10396 |
12656 |
в расчете на одно КСР, единиц |
68 |
78 |
Жилая площадь (площадь номеров), тыс.м2 |
94,8 |
89,3 |
в расчете на одно КСР, м2 |
619,5 |
548,1 |
В расчете на один номер |
|
|
число мест, единиц |
2,4 |
2,8 |
жилая площадь, м2 |
22,3 |
19,4 |
Таблица 3 – Сравнительная таблица основных показателей развития гостиничного рынка регионов.
|
Число коллективных средств размещения, единиц |
Число мест (коек) в месяц максимального развертывания, единиц |
Численность размещенных лиц, тысяч человек |
Коэффициент использования наличных мест |
||||
|
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
Российская Федерация |
9838 |
10207 |
1131957 |
1161590 |
30580 |
33176 |
… |
0,36 |
Приволжский федеральный округ |
1769 |
1848 |
195111 |
203318 |
4611 |
5060 |
… |
0,36 |
Республика Башкартостан |
199 |
211 |
28238 |
27614 |
456 |
580 |
0,36 |
0,44 |
Республика Марий Эл |
50 |
50 |
5633 |
5870 |
102 |
103 |
0,30 |
0,29 |
Республика Мордовия |
42 |
43 |
3971 |
3870 |
80 |
93 |
0,37 |
0,35 |
Республика Татарстан |
277 |
271 |
28586 |
27471 |
1003 |
1073 |
0,37 |
0,36 |
Удмуртская Республика |
84 |
102 |
7914 |
9668 |
206 |
245 |
0,45 |
0,42 |
Чувашская Республика |
68 |
69 |
6233 |
6714 |
220 |
222 |
0,41 |
0,39 |
Пермский край |
155 |
164 |
18326 |
16389 |
415 |
470 |
0,27 |
0,43 |
Кировская область |
80 |
81 |
7874 |
8079 |
210 |
222 |
0,49 |
0,47 |
Нижегородская область |
174 |
186 |
21186 |
21993 |
549 |
647 |
0,38 |
0,37 |
Оренбургская область |
153 |
163 |
10396 |
12656 |
296 |
297 |
0,27 |
0,28 |
Пензенская область |
51 |
59 |
5580 |
6278 |
113 |
135 |
0,39 |
0,36 |
Самарская область |
178 |
188 |
25157 |
30568 |
445 |
491 |
0,34 |
0,29 |
Саратовская область |
173 |
175 |
15495 |
17473 |
287 |
291 |
0,30 |
0,26 |
Ульяновская область |
85 |
86 |
7961 |
8675 |
199 |
191 |
0,33 |
0,30 |
Данные, представленные в таблицах 1-3 свидетельствуют о том, что по двум показателям развития гостиничного рынка из четырех Оренбургская область находится в числе лидеров регионов Приволжского федерального округа (ПФО).
Динамика численности гостниц и аналогичных средств размещения в 2011 году по сравнению с 2010 годом положительная и составляет 106,5%. Данный показаетель на несколько процентов выше среднего по России и ПФО, и ниже только показателей Нижегородской и Пензенской областей. Данный факт говорит о том, что гостиничное хозяйство, как вид деятельности находится в стадии развития и востребован среди предпринимателей, которые видят потенциальный спрос на данные услуги среди туристов и эффективность финансовых вложений в данный бизнес. Динамика численности мест (коек) в месяц максимального развертывания составляет 121,7 %. Данный показатель так же превышает на 19,1% средний показатель по России и на 17,5% по ПФО. Уступает Оренбургская область по данному показателю только Удмурдской Республике на 0,4%.
В период с 2000 по 2011 год в Оренбурге открылось 27 средств размещения, число мест увеличилось более чем в 2 раза. Но по-прежнему уровень обеспеченности гостиничными номерами в Оребургской области очень низок и составляет 3,4 мест на 1000 человек. Данный показатель является одним из основных, характеризующий степень развития рынка гостеприимства региона. Согласно европейским нормам,обеспеченность гостиничными местами должна находиться на уровне 9-11 номеров на тысячу человек. Внастоящее время в России данный показатель составляетоколо 4,5 мест на 1 тыс. жителей, в то время как в Европе на то же количество жителей приходится 13-35 мест. В Москве данный показатель приближается к 10, в Санкт-Петербурге - к 8.
По двум другим показателям развития гостиничного рынка – динамика численность размещенных лиц в год и коэффициент использования наличных мест Оренбургская область значительно отстает от аналогичных показателей по России и регинов ПФО. Динамика численности размещенных лиц в год равна 100,3 %, что ниже среднего по России и ПФО. Среди регионов ПФО Оренбургская область под данному показателю находится на предпоследнем месте, ниже только в Ульяновской области - 95,9%. Коэффициент использования наличных мест в Оренбургской области самый низкий, но нужно отметить, что динамика увеличения данного показателя положительная, в то время как в большенстве других регионах она отрицательная. Данный факт свидетельствует о том, что темпы роста количества гостиниц и гостиничных мест превышают количесвто туристов, желающих воспользоваться их услугами. На это есть ряд объективных причин:
- бездействие местных властей в плане увеличния туристического потока в регион, и даже наличие областной целевой программы«Развитие туризма в Оренбургской области на 2011-2016 годы» не решает данную проблему.
- отсутствие информации у предпринимателей области о реальном состоянии и о перспективах развитии гостиничного хозяйства и туризма Оренбуржья в целом. Это приводит к тому, что предприниматели открывют гостиницы «в слепую», сповышенными показателями риска, не имея достаточного количества объективных данных и четкого понимания коньюнктуры рынка.
- отсутствие комфортных условий для развития малых форм гостиничного бизнеса, что, в свою очередь, приводит к тому, что ряд малых гостиниц и гостевых домов работают нелегально. Особенно остро данная проблема стоит в Соль-Илецком районе области.
Средняя продолжительность пребывания приезжих в гостиницах по итогам 2011 года составила 2,3 суток. Длительность пребывания иностранных граждан в Оренбурге была выше, чем граждан России.
Большая часть приезжих проживает в гостиницах до 3 суток, доля данной категории составила 71% и 72%. Доля проживающих в гостинице более 3 суток значительно меньше, и тенденций по ее увеличению не наблюдаются.
Таблица 4 - Распределение численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения по продолжительности пребывания в 2011 году.
Всего ночевок |
2010 |
2011 |
от 1 до 3 |
71,0 |
72,0 |
от 4 до 7 |
9,8 |
11,1 |
от 8 до 14 |
3,3 |
5,2 |
от 15 до 28 |
14,0 |
10,6 |
от 29 до 91 |
1,5 |
0,8 |
от 92 до 182 |
0,4 |
0,2 |
от 183 до 365 |
0,0 |
0,1 |
Данный фактор имеет свое объяснение. Большинство гостей прибывают в Оренбург по работе, для переговоров, участия в конференциях, семинарах и тренингах. Практически полностью отсутствуют комплексные туры по Оренбуржью в сфере познавательного, исторического, экологического, сельского видов туризма, а имеющиеся предложения носят скорее штучный характер и практически не рекламируются. Но именно туристы, прибывающие с целью отдыха или лечения, приносят наибольшую выгоду региону, т.к. проживают в гостинице больше, чем 3 суток, стимулируют развитие рекреационных зон, экскурсионных услуг, сувенирной продукции, предприятий общественного питания и торгово-развлекательной сферы. Поэтому необходимость в привлечении данной категории туристов в Оренбуржье очевидна.
Ключевые проблемы оренбургского гостиничного рынка - несбалансированность предложения и отсутствие дешевых отелей. Опираясь на имеющийся опыт других регионов, автор делает вывод, что решающую роль в решении данного вопроса должны сыграть местные власти.
На сегодняшний момент, в данном направлении местные власти реализуют только одно мероприятие в рамках областной целевой программы«Развитие туризма в Оренбургской области на 2011-2016 годы» - возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие инфраструктуры в туристских объектах. В данной программе полностью отсутствует стимулирование приоритетных направлений развитие гостиничного рынка - семейные и домашние гостиницы, малые гостиницы эконом-класс, гостиницы, стилизованные под региональную специфику, а также гостиницы известных брендов и апарт-отели.
От количественной характеристики средств размещения Оренбургской области теперь перейдем к рассмотрению качественной характеристики гостиниц региона.
В таблице 5 представлена выборка гостиниц оренбургской области, в которую вошли самые крупные гостиницы, построенные более 20 лет назад («Факел», «Нива», «Оренбург», «Лада»), мини-гостиницы, открывшиеся не более 5-7 лет назад («Комфорт отель», «Виктория», «Гранд Отель», «Степная Пальмира», «Уютная»), единственный хостел «ОренХостел», гостиница города Орска Оренбургской области – «Урал», гостиница курортного города Соль-Илецк Оренбургской области - «Кавказ»
Таблица 5 – Гостиницы Оренбургской области.
Название гостиницы |
Год постройки / реконструкции |
Количество номеров |
Количество мест |
Ценовой диапазон |
Факел |
-/ 2006 |
196 |
254 |
650-5000 |
Нива |
-/ 2005 |
73 |
127 |
650-2400 |
Оренбург |
1969 / 2005 |
179 |
222 |
1200-7000 |
Лада |
1992 / 2010 |
94 |
188 |
1500-3500 |
Комфорт отель |
2009 |
34 |
70 |
1750-3700 |
Виктория |
2007 |
55 |
90 |
2000-7200 |
Гранд Отель |
2012 |
24 |
48 |
2500-7500 |
Степная Пальмира |
2008 |
30 |
57 |
2200-12800 |
Уютная |
2005 |
64 |
110 |
1300-3000 |
ОренХостел |
2011 |
3 |
12 |
360-620 |
Урал (г. Орск) |
- /2002 |
42 |
58 |
500-3000 |
Кавказ (г. Соль-Илецк) |
1990 |
15 |
37 |
800-5000 |
Самые крупные гостиницы Оренбургской области, количество номеров которой превышает 100, это «Факел» и «Оренбург», номерной фонд двух других гостиниц, построенных в советское время «Нива» и «Лада» составляет менее 100 номеров. Как и большинство российских гостиниц, построенных в советское время, они имеют самые разнообразные варианты заселений от номеров эконом-класса до многокомнатных апартаментов. Недостатком данных гостиниц является низкий, «советский» сервис в номерах эконом класса, а некоторые гостиницы до сих пор не имеют современного ремонта фасада зданий, зоны ресепшн и коридоров. Гостиницы, открывшиеся за последние несколько лет, в основном, имеют менее 50 номеров. Это связано с высокими входными барьерами, относительно низкими капиталовложениями при открытии и более простой управляемостью, по сравнению с крупными гостиницами. Для того, чтобы их деятельность была рентабельной, данные гостиницы работают в секторе бизнес класса, что не позволяет туристам и гостям города останавливаться в них на длительный срок. Основными клиентами этих гостиницы являются граждане, приехавшие в города на несколько дней по работе. Единственным средством размещения эконом-класса, является единственный хостел в Оренбургской области «ОренХостел». Основными гостями данного хостела являются молодежь, студенты, командировочные, прибывающие в Оренбург на длительный срок, небольшие группы спортсменов и участников творческих и научных мероприятий. «ОренХостел», имеющий в своем распоряжение 12 спальных мест и 4 дополнительных, большую часть времени работает при полной загрузке и не способен удовлетворить спрос всех желающих.
Еще одним важным индикатором состояния гостиничного рынка региона - количество средств размещения, прошедших добровольную классификацию Ростуризма (в обязательном порядке она введена только в Краснодарском крае ввиду Олимпиады 2014). В Свердловской области таких 36, в Пермском крае - 7, Тюменской области - 6, в других регионах - единицы. В Оренбургской области ни одно средство размещения в регионе не имеет категорию согласно официальной классификации, утвержденной Ростуризмом. Этот фактор отрицательно сказывается на гостиничном секторе Оренбуржья, на восприятии региона в качестве туристской дестинации среди туристов и туроператорв.
Таблица 6 – Количество сертифицированных гостиниц по регионам
Регион |
Номерной фонд, тыс. / рост к 2007, % |
Число ночевок, |
Классифицировано Ростуризмом (кат.) |
Отели межд. сетей |
Свердловская область |
14,3 / 2,2р. |
1,9 / -35 |
36 (1-5*, 7-4*, 19-3*, 2-2*, 1-1*) |
5 |
Тюменская область |
9 / 8 |
0,5 / -10 |
6 (3-4*, 2-3*, 1-2*) |
– |
Башкирия |
4,6 / 31 |
0,65 / -27 |
3 (2-4*, 1-3*) |
1 |
ХМАО-Югра |
4,2 / 10 |
0,9 / -12 |
4 (2-4*, 2-3*) |
– |
Челябинская область |
3,6 / 10 |
0,68 / -23 |
– |
1 |
Пермский край |
3,5 / 5 |
0,65 / -6 |
7 (3-4*, 4-3*) |
1 |
Оренбургская область |
2,7 / 15 |
0,5 / -19 |
– |
– |
ЯНАО |
2,2 / 8 |
0,3 / -29 |
3 (1-4*, 2-3*) |
– |
Удмуртия |
1,4 / -2 |
0,2 / -27 |
1 (2*) |
– |
Курганская область |
0,6 / 0 |
0,07 / -32 |
1 (3*) |
– |
Представленный анализ состояния гостиничного сектора Оренбургской области показывает, что гостиничный рынок региона начинает постепенно развиваться. На фоне реконструкции существующих средств размещения за последние 2-3 года появились новые средства размещения: увеличилось количество мини-отелей, а за его пределами Оренбурга вырастают загородные гостиницы.
Основной гостиничный фонд представляют объекты, построенные еще в советское время и на сегодняшний день частично или полностью реконструированные.
Загрузка крупных оренбургских гостиниц сегодня неравномерна. Несмотря на рост в Оренбурге номерного фонда, до сих пор на гостиничном рынке ощущается дефицит предложения, особенно в категории эконом- класса (от 650 до 1200 рублей). В основном проблемы с размещением возникают у людей, приезжающих в деловые командировки и на обучение.
Предложение гостиниц в центре города или первом поясе в разы дороже: номер в гостинице, соответствующей трем звездам обойдется в 3 - 4 тыс. рублей, двум звездам - порядка двух тысяч (неделя проживания сравнима с экономичной поездкой в Турцию на этот же срок).
Среднегодовая загрузка гостиниц в Оренбурге составляет около 40%, однако она распределяется неравномерно. Основная часть приходится на будние дни и весенне-осенний период, когда в Оренбурге проходит большое количество выставок, ярмарок и других мероприятий. В выходные и праздничные дни отели испытывают дефицит гостей, поэтому вынуждены обращаться к маркетинговым ходам для привлечения в гостиницу жителей города. На сегодняшний день одним из распространенных способов повысить рентабельность гостиницы, в том числе в дни сниженной загрузки, стали проведение свадеб и оформление свадебного номера.
Что касается перспектив оренбургского гостиничного рынка, то с высокой долей вероятности можно предположить, что он будет развиваться в сторону мини-отелей и гостиниц уровня «три звезды».
Ситуация, складывающаяся на гостиничном рынке Оренбургской области, характерна для большинства регионов с низкой туристской привлекательностью. Для решения проблем развития гостиничного сектора данных регионов, необходима реализация ряда комплексных мероприятий:
• Разработка и продвижение продуктов внутреннего туризма и их продвижения: экскурсионные туры, туры выходного дня, туры в рамках культурно-познавательного, сельского, экологического и других видов туризма.
• Разработка и реализация программы развития гостиничного рынка, с привлечением специалистов и экспертов по развитию внутреннего туризма.
• Проведение постоянного анализа и мониторинга регионального рынка гостиничных услуг.
• Проведением добровольной системы сертификации гостиниц региона
Для реализации данных мероприятий необходимо плодотворное сотрудничество местных властей, коммерческих и общественных организаций, а так же вовлеченность как можно больше части местного населения. Ведущую роль при этом должны сыграть местные власти, взяв на себя обязанности по стимулированию развития малого бизнеса в сфере туризма, информационной поддержки и т.д.
Список литературы:
1. Кизим А. А. Повышение инвестиционной привлекательности региона на основе развития туристического кластера / А. А. Кизим, А. Н. Вальвашов, И. В. Кулькова // Региональная экономика: теория и практика, 2010. - N 26. - С. 52-59.
2. Стратегия развития туризма в Оренбургской области [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Оренбург :Мин-во физ. культуры, спорта и туризма Оренбургской обл., 2010. - http://www.orenmin-mst.ru/turizm/turistsko-rekrea.html
3. Коллективные средства размещения в Оренбургской области : Стат. бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. – Оренбург, 2011. - 16с.
4. Управление развитием туризма в регионе. Опыт реализации Стратегии Республики Карелии / Институт экономики КарНЦ РАН, Под общейред. Ю.В. Савельева, О.В. Толстогузова. – Петрозаводск: Изд-во Карельского научного центра РАН, 2008. 141 с.
5. Постановление Правительства Оренбургской области от 14 сентября 2010 г. №640-пп "Об утверждении областной целевой программы «Развитие туризма в Оренбургской области на 2011-2016 годы» [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Оренбург :Мин-во физ. культуры, спорта и туризма Оренбургской обл., 2010. - http://www.orenmin-mst.ru/turizm/-programma-razvi.html