gototopgototop

Анализ состояния и перспектив развития гостиничного рынка Оренбургской области

Федоров Роберт Геннадьевич - аспирант Сочинского государственного университета, ассистент кафедры Управления персоналом, туризма и сервиса Оренбургского государственного института менеджмента. (СГУ, г.Сочи, Краснодарский край, ОГИМ, г.Оренбург)

Аннотация: В статье подробно рассматриваются состояние гостиничного рынка Оренбургской области на основе анализа главных показателей развития отрасли за последние годы. Выявлены основные проблемы развития гостиничного рынка в данном регионе и предложены пути их решения.

Ключевые слова: Гостиница, региональный гостиничный рынок, туристская привлекательность, Оренбург.

Оренбургская область – один из крупнейших регионов Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа.

На Оренбургскую область приходится самый протяжённый участок российско-казахстанской границы, составляющий 1876 километров.

Оренбуржье обладает разветвленной транспортной системой, которая включает предприятия железнодорожного, автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта. Через регион проходят транзитные грузовые и пассажирские потоки в направлении «Центр - Средняя Азия» и «Запад – Восток». Оренбургская область - многонациональный регион. Здесь проживают представители 216 национальностей. В Оренбуржье возведен уникальный, единственный в России, культурно-национальный комплекс «Национальная деревня», который отмечен международной премией «Лидеры Туриндустрии -2007».

В настоящее время туристская отрасль Оренбургской области насчитывает более 75 туристических фирм, из них 2 туроператора, 219 коллективных средств размещения.

Развитие туризма в Оренбургской области сдерживает ряд факторов:
• отсутствие развитой туристской инфраструктуры;
• отсутствие крупных туроператоров по внутреннему и въездному туризму, имеющих собственную туристскую инфраструктуру и инвестиционный потенциал;
• сезонный характер занятости в туристическом обслуживании населения и многие другие.
• отсутствие комплекса мероприятий по продвижению туристического продукта региона.

Несмотря на вышеперечисленные проблемы, наблюдаются положительные тенденции в развитие внутреннего туризма, особенно на территории Соль-Илецкого и Кувандыкского районов – разрабатываются программа развития туризма, совершенствуется туристская инфраструктура, появляются новые турпродукты, развиваются экскурсионные услуги и т.д.

Немалое влияние на развитие туризма и на привлекательность региона среди туристов оказывает состояние гостиничного сектора, а именно количество средств размещения, их разнообразность, качество предоставляемых услуг и т.д.

Прежде, чем перейти к рассмотрению особенностей гостиничного рынка Оренбуржья, обратимся к статистическим данным за последние годы.

Таблица 1 - Коллективные средства размещения (КСР).

 

2000

2005

2010

2011

Число КСР, единиц

139

136

153

163

гостиничного типа

83

87

107

114

Специализированные

56

49

46

49

Их вместимость, мест

10104

12677

10396

12656

гостиничного типа

3456

6098

4840

7028

специализированные

6648

6579

5556

5628

 

Таблица 2 - Номерной фонд коллективных средств размещения (КСР).

 

2010

2011

Число номеров (комнат)

4259

4594

в расчете на одно КСР, единиц

28

28

Число мест

10396

12656

в расчете на одно КСР, единиц

68

78

Жилая площадь (площадь номеров), тыс.м2

94,8

89,3

в расчете на одно КСР, м2

619,5

548,1

В расчете на один номер

 

 

число мест, единиц

2,4

2,8

жилая площадь, м2

22,3

19,4

 

Таблица 3 – Сравнительная таблица основных показателей развития гостиничного рынка регионов.

 

Число коллективных

средств размещения,

единиц

Число мест (коек)

в месяц максимального развертывания,

единиц

Численность

размещенных лиц, тысяч человек

Коэффициент

использования

наличных мест

 

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

Российская Федерация

9838

10207

1131957

1161590

30580

33176

0,36

Приволжский

федеральный округ

1769

1848

195111

203318

4611

5060

0,36

Республика Башкартостан

199

211

28238

27614

456

580

0,36

0,44

Республика Марий Эл

50

50

5633

5870

102

103

0,30

0,29

Республика Мордовия

42

43

3971

3870

80

93

0,37

0,35

Республика Татарстан

277

271

28586

27471

1003

1073

0,37

0,36

Удмуртская Республика

84

102

7914

9668

206

245

0,45

0,42

Чувашская Республика

68

69

6233

6714

220

222

0,41

0,39

Пермский край

155

164

18326

16389

415

470

0,27

0,43

Кировская область

80

81

7874

8079

210

222

0,49

0,47

Нижегородская область

174

186

21186

21993

549

647

0,38

0,37

Оренбургская область

153

163

10396

12656

296

297

0,27

0,28

Пензенская область

51

59

5580

6278

113

135

0,39

0,36

Самарская область

178

188

25157

30568

445

491

0,34

0,29

Саратовская область

173

175

15495

17473

287

291

0,30

0,26

Ульяновская область

85

86

7961

8675

199

191

0,33

0,30

 

Данные, представленные в таблицах 1-3 свидетельствуют о том, что по двум показателям развития гостиничного рынка из четырех Оренбургская область находится в числе лидеров регионов Приволжского федерального округа (ПФО).

Динамика численности гостниц и аналогичных средств размещения в 2011 году по сравнению с 2010 годом положительная и составляет 106,5%. Данный показаетель на несколько процентов выше среднего по России и ПФО, и ниже только показателей Нижегородской и Пензенской областей. Данный факт говорит о том, что гостиничное хозяйство, как вид деятельности находится в стадии развития и востребован среди предпринимателей, которые видят потенциальный спрос на данные услуги среди туристов и эффективность финансовых вложений в данный бизнес. Динамика численности мест (коек) в месяц максимального развертывания составляет 121,7 %. Данный показатель так же превышает на 19,1% средний показатель по России и на 17,5% по ПФО. Уступает Оренбургская область по данному показателю только Удмурдской Республике на 0,4%.

В период с 2000 по 2011 год в Оренбурге открылось 27 средств размещения, число мест увеличилось более чем в 2 раза. Но по-прежнему уровень обеспеченности гостиничными номерами в Оребургской области очень низок и составляет 3,4 мест на 1000 человек. Данный показатель является одним из основных, характеризующий степень развития рынка гостеприимства региона. Согласно европейским нормам,обеспеченность гостиничными местами должна находиться на уровне 9-11 номеров на тысячу человек. Внастоящее время в России данный показатель составляетоколо 4,5 мест на 1 тыс. жителей, в то время как в Европе на то же количество жителей приходится 13-35 мест. В Москве данный показатель приближается к 10, в Санкт-Петербурге - к 8.

По двум другим показателям развития гостиничного рынка – динамика численность размещенных лиц в год и коэффициент использования наличных мест Оренбургская область значительно отстает от аналогичных показателей по России и регинов ПФО. Динамика численности размещенных лиц в год равна 100,3 %, что ниже среднего по России и ПФО. Среди регионов ПФО Оренбургская область под данному показателю находится на предпоследнем месте, ниже только в Ульяновской области - 95,9%. Коэффициент использования наличных мест в Оренбургской области самый низкий, но нужно отметить, что динамика увеличения данного показателя положительная, в то время как в большенстве других регионах она отрицательная. Данный факт свидетельствует о том, что темпы роста количества гостиниц и гостиничных мест превышают количесвто туристов, желающих воспользоваться их услугами. На это есть ряд объективных причин:
- бездействие местных властей в плане увеличния туристического потока в регион, и даже наличие областной целевой программы«Развитие туризма в Оренбургской области на 2011-2016 годы» не решает данную проблему.
- отсутствие информации у предпринимателей области о реальном состоянии и о перспективах развитии гостиничного хозяйства и туризма Оренбуржья в целом. Это приводит к тому, что предприниматели открывют гостиницы «в слепую», сповышенными показателями риска, не имея достаточного количества объективных данных и четкого понимания коньюнктуры рынка.
- отсутствие комфортных условий для развития малых форм гостиничного бизнеса, что, в свою очередь, приводит к тому, что ряд малых гостиниц и гостевых домов работают нелегально. Особенно остро данная проблема стоит в Соль-Илецком районе области.

Средняя продолжительность пребывания приезжих в гостиницах по итогам 2011 года составила 2,3 суток. Длительность пребывания иностранных граждан в Оренбурге была выше, чем граждан России.
Большая часть приезжих проживает в гостиницах до 3 суток, доля данной категории составила 71% и 72%. Доля проживающих в гостинице более 3 суток значительно меньше, и тенденций по ее увеличению не наблюдаются.

Таблица 4 - Распределение численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения по продолжительности пребывания в 2011 году.

Всего ночевок

2010

2011

от 1 до 3

71,0

72,0

от 4 до 7

9,8

11,1

от 8 до 14

3,3

5,2

от 15 до 28

14,0

10,6

от 29 до 91

1,5

0,8

от 92 до 182

0,4

0,2

от 183 до 365

0,0

0,1

 

Данный фактор имеет свое объяснение. Большинство гостей прибывают в Оренбург по работе, для переговоров, участия в конференциях, семинарах и тренингах. Практически полностью отсутствуют комплексные туры по Оренбуржью в сфере познавательного, исторического, экологического, сельского видов туризма, а имеющиеся предложения носят скорее штучный характер и практически не рекламируются. Но именно туристы, прибывающие с целью отдыха или лечения, приносят наибольшую выгоду региону, т.к. проживают в гостинице больше, чем 3 суток, стимулируют развитие рекреационных зон, экскурсионных услуг, сувенирной продукции, предприятий общественного питания и торгово-развлекательной сферы. Поэтому необходимость в привлечении данной категории туристов в Оренбуржье очевидна.

Ключевые проблемы оренбургского гостиничного рынка - несбалансированность предложения и отсутствие дешевых отелей. Опираясь на имеющийся опыт других регионов, автор делает вывод, что решающую роль в решении данного вопроса должны сыграть местные власти.

На сегодняшний момент, в данном направлении местные власти реализуют только одно мероприятие в рамках областной целевой программы«Развитие туризма в Оренбургской области на 2011-2016 годы» - возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие инфраструктуры в туристских объектах. В данной программе полностью отсутствует стимулирование приоритетных направлений развитие гостиничного рынка - семейные и домашние гостиницы, малые гостиницы эконом-класс, гостиницы, стилизованные под региональную специфику, а также гостиницы известных брендов и апарт-отели.

От количественной характеристики средств размещения Оренбургской области теперь перейдем к рассмотрению качественной характеристики гостиниц региона.

В таблице 5 представлена выборка гостиниц оренбургской области, в которую вошли самые крупные гостиницы, построенные более 20 лет назад («Факел», «Нива», «Оренбург», «Лада»), мини-гостиницы, открывшиеся не более 5-7 лет назад («Комфорт отель», «Виктория», «Гранд Отель», «Степная Пальмира», «Уютная»), единственный хостел «ОренХостел», гостиница города Орска Оренбургской области – «Урал», гостиница курортного города Соль-Илецк Оренбургской области - «Кавказ»

Таблица 5 – Гостиницы Оренбургской области.

Название гостиницы

Год постройки / реконструкции

Количество номеров

Количество мест

Ценовой диапазон

Факел

-/ 2006

196

254

650-5000

Нива

-/ 2005

73

127

650-2400

Оренбург

1969 / 2005

179

222

1200-7000

Лада

1992 / 2010

94

188

1500-3500

Комфорт отель

2009

34

70

1750-3700

Виктория

2007

55

90

2000-7200

Гранд Отель

2012

24

48

2500-7500

Степная Пальмира

2008

30

57

2200-12800

Уютная

2005

64

110

1300-3000

ОренХостел

2011

3

12

360-620

Урал (г. Орск)

- /2002

42

58

500-3000

Кавказ

(г. Соль-Илецк)

1990

15

37

800-5000

 

Самые крупные гостиницы Оренбургской области, количество номеров которой превышает 100, это «Факел» и «Оренбург», номерной фонд двух других гостиниц, построенных в советское время «Нива» и «Лада» составляет менее 100 номеров. Как и большинство российских гостиниц, построенных в советское время, они имеют самые разнообразные варианты заселений от номеров эконом-класса до многокомнатных апартаментов. Недостатком данных гостиниц является низкий, «советский» сервис в номерах эконом класса, а некоторые гостиницы до сих пор не имеют современного ремонта фасада зданий, зоны ресепшн и коридоров. Гостиницы, открывшиеся за последние несколько лет, в основном, имеют менее 50 номеров. Это связано с высокими входными барьерами, относительно низкими капиталовложениями при открытии и более простой управляемостью, по сравнению с крупными гостиницами. Для того, чтобы их деятельность была рентабельной, данные гостиницы работают в секторе бизнес класса, что не позволяет туристам и гостям города останавливаться в них на длительный срок. Основными клиентами этих гостиницы являются граждане, приехавшие в города на несколько дней по работе. Единственным средством размещения эконом-класса, является единственный хостел в Оренбургской области «ОренХостел». Основными гостями данного хостела являются молодежь, студенты, командировочные, прибывающие в Оренбург на длительный срок, небольшие группы спортсменов и участников творческих и научных мероприятий. «ОренХостел», имеющий в своем распоряжение 12 спальных мест и 4 дополнительных, большую часть времени работает при полной загрузке и не способен удовлетворить спрос всех желающих.

Еще одним важным индикатором состояния гостиничного рынка региона - количество средств размещения, прошедших добровольную классификацию Ростуризма (в обязательном порядке она введена только в Краснодарском крае ввиду Олимпиады 2014). В Свердловской области таких 36, в Пермском крае - 7, Тюменской области - 6, в других регионах - единицы. В Оренбургской области ни одно средство размещения в регионе не имеет категорию согласно официальной классификации, утвержденной Ростуризмом. Этот фактор отрицательно сказывается на гостиничном секторе Оренбуржья, на восприятии региона в качестве туристской дестинации среди туристов и туроператорв.

Таблица 6 – Количество сертифицированных гостиниц по регионам

Регион

Номерной фонд, тыс. / рост к 2007, %

Число ночевок,
млн / рост к 2008, %

Классифицировано Ростуризмом (кат.)

Отели межд. сетей

Свердловская область

14,3 / 2,2р.

1,9 / -35

36 (1-5*, 7-4*, 19-3*, 2-2*, 1-1*)

5

Тюменская область

9 / 8

0,5 / -10

6 (3-4*, 2-3*, 1-2*)

Башкирия

4,6 / 31

0,65 / -27

3 (2-4*, 1-3*)

1

ХМАО-Югра

4,2 / 10

0,9 / -12

4 (2-4*, 2-3*)

Челябинская область

3,6 / 10

0,68 / -23

1

Пермский край

3,5 / 5

0,65 / -6

7 (3-4*, 4-3*)

1

Оренбургская область

2,7 / 15

0,5 / -19

ЯНАО

2,2 / 8

0,3 / -29

3 (1-4*, 2-3*)

Удмуртия

1,4 / -2

0,2 / -27

1 (2*)

Курганская область

0,6 / 0

0,07 / -32

1 (3*)

 

Представленный анализ состояния гостиничного сектора Оренбургской области показывает, что гостиничный рынок региона начинает постепенно развиваться. На фоне реконструкции существующих средств размещения за последние 2-3 года появились новые средства размещения: увеличилось количество мини-отелей, а за его пределами Оренбурга вырастают загородные гостиницы.

Основной гостиничный фонд представляют объекты, построенные еще в советское время и на сегодняшний день частично или полностью реконструированные.

Загрузка крупных оренбургских гостиниц сегодня неравномерна. Несмотря на рост в Оренбурге номерного фонда, до сих пор на гостиничном рынке ощущается дефицит предложения, особенно в категории эконом- класса (от 650 до 1200 рублей). В основном проблемы с размещением возникают у людей, приезжающих в деловые командировки и на обучение.

Предложение гостиниц в центре города или первом поясе в разы дороже: номер в гостинице, соответствующей трем звездам обойдется в 3 - 4 тыс. рублей, двум звездам - порядка двух тысяч (неделя проживания сравнима с экономичной поездкой в Турцию на этот же срок).

Среднегодовая загрузка гостиниц в Оренбурге составляет около 40%, однако она распределяется неравномерно. Основная часть приходится на будние дни и весенне-осенний период, когда в Оренбурге проходит большое количество выставок, ярмарок и других мероприятий. В выходные и праздничные дни отели испытывают дефицит гостей, поэтому вынуждены обращаться к маркетинговым ходам для привлечения в гостиницу жителей города. На сегодняшний день одним из распространенных способов повысить рентабельность гостиницы, в том числе в дни сниженной загрузки, стали проведение свадеб и оформление свадебного номера.

Что касается перспектив оренбургского гостиничного рынка, то с высокой долей вероятности можно предположить, что он будет развиваться в сторону мини-отелей и гостиниц уровня «три звезды».

Ситуация, складывающаяся на гостиничном рынке Оренбургской области, характерна для большинства регионов с низкой туристской привлекательностью. Для решения проблем развития гостиничного сектора данных регионов, необходима реализация ряда комплексных мероприятий:
• Разработка и продвижение продуктов внутреннего туризма и их продвижения: экскурсионные туры, туры выходного дня, туры в рамках культурно-познавательного, сельского, экологического и других видов туризма.
• Разработка и реализация программы развития гостиничного рынка, с привлечением специалистов и экспертов по развитию внутреннего туризма.
• Проведение постоянного анализа и мониторинга регионального рынка гостиничных услуг.
• Проведением добровольной системы сертификации гостиниц региона

Для реализации данных мероприятий необходимо плодотворное сотрудничество местных властей, коммерческих и общественных организаций, а так же вовлеченность как можно больше части местного населения. Ведущую роль при этом должны сыграть местные власти, взяв на себя обязанности по стимулированию развития малого бизнеса в сфере туризма, информационной поддержки и т.д.

Список литературы:

1. Кизим А. А. Повышение инвестиционной привлекательности региона на основе развития туристического кластера / А. А. Кизим, А. Н. Вальвашов, И. В. Кулькова // Региональная экономика: теория и практика, 2010. - N 26. - С. 52-59.
2. Стратегия развития туризма в Оренбургской области [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Оренбург :Мин-во физ. культуры, спорта и туризма Оренбургской обл., 2010. - http://www.orenmin-mst.ru/turizm/turistsko-rekrea.html
3. Коллективные средства размещения в Оренбургской области : Стат. бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. – Оренбург, 2011. - 16с.
4. Управление развитием туризма в регионе. Опыт реализации Стратегии Республики Карелии / Институт экономики КарНЦ РАН, Под общейред. Ю.В. Савельева, О.В. Толстогузова. – Петрозаводск: Изд-во Карельского научного центра РАН, 2008. 141 с.
5. Постановление Правительства Оренбургской области от 14 сентября 2010 г. №640-пп "Об утверждении областной целевой программы «Развитие туризма в Оренбургской области на 2011-2016 годы» [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Оренбург :Мин-во физ. культуры, спорта и туризма Оренбургской обл., 2010. - http://www.orenmin-mst.ru/turizm/-programma-razvi.html

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 350 рублей для России и 420 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 120 рублей

Реквизиты для оплаты через банк