Изучение отношения студентов к исследовательской деятельности в процессе самостоятельной работы

Костенко Александра Андреевна - студентка факультета Экономики Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. (РГПУ, г. Санкт-Петербург)

Амузинская Екатерина Андреевна - студентка факультета Экономики Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. (РГПУ, г. Санкт-Петербург)

Балакирева Эльвира Викторовна - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры Педагогики Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. (РГПУ, г. Санкт-Петербург)

Аннотация: Статья обращена к проблеме обеспечения академической мобильности студентов вузов.В ней рассматриваются проблемы организации самостоятельной работы студентов как основы исследовательской деятельностив процессе изучения педагогики.

Ключевые слова: Академическая мобильность студентов, самостоятельная работа студентов, исследовательская деятельность студентов, студенческое научное общество.

Экономические и социальные трансформации последних десятилетий определяют необходимость изменения подходов к высшему образованию в нашей стране. Важнейшим шагом на пути к этой трансформации стало присоединение России к Болонскому процессу. Это был переход на уровневую систему образования и вступления в силу федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Он охарактеризовался требованиями рынка труда к фундаментальной и широкой теоретической подготовке студента, индивидуализации образовательного процесса и их академической мобильности.

Что означает термин - академическая мобильность студента? Какой студент является мобильным?Т.М Захожая определяет – мобильный студент – это студент, который должен уметь быстро адаптироваться в меняющихся ситуациях с учетом анализа имеющихся проблемных вопросов, обновлять свои знания, генерировать новое знание, ориентироваться огромном потоке информации, анализируя ее и применяя в нужных ситуациях, самостоятельно критически творчески мыслить, быть коммуникабельным[3].

Таким образом, мы видим, что самостоятельность – это важнейшее качество студента, овладевающего профессиональными знаниями.

Современный выпускник является целевым продуктом новой системы высшего образования, который возможно получить именно в условиях активизации самостоятельной работы студентов в вузе. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения предусматривает самостоятельную работу студентов бакалавриата в объеме 50% учебного времени. В сегодняшнее время не только в Герценовском университете, но и во многих других вузах активно обсуждаются проблемы повышения эффективности самостоятельной работы, методик ее организации и средств.

По Г.В.Елизаровой самостоятельная работа – это работа, которую выполняет студент самостоятельно. При этом автор делит ее на два вида, каждый из которых является продолжением аудиторной работы. Первый вид – самостоятельная работа студента при непосредственном участии преподавателя; второй вид – самостоятельная работа без участия преподавателя[2].

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что обязательность присутствия самостоятельной работы в процессе обучения в вузе зафиксирована на федеральном уровне, кроме этого данный вид работы является требованием современных социально-экономических условий в нашей стране.

Для формирования умений самостоятельной работы студентов необходима организация познавательной деятельности, требующей умений ориентироваться в потоке информации, осуществлять основные интеллектуальные операции, самостоятельно приобретать, «добывать» знания, критически их осмысливать и применять на практике, размышлять, сопоставлять разные факты, точки зрения, формулировать и аргументировать собственную позицию. В качестве такой деятельности, в первую очередь, должна быть рассмотрена исследовательская деятельность обучающихся[1].

Чтобы понять, что такое исследовательская деятельность, обратимся к значениям слов «исследование» и «деятельность». В понятии «исследование» заключено указание на то, чтобы извлечь нечто из следа, то есть восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам.Термин «деятельность» - это специфический сознательный вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя[4]. Исходя из этого, можно составить общее определение. Итак, исследовательская деятельность – это целенаправленный вид человеческой активности, связанный с творческим преобразованием и совершенствованием самого себя, направленный на получение новых объективных знаний путем применения различных методов исследования.

Целью организации исследовательской деятельности студентов в вузе является овладение ими основами этой деятельности и осуществление ее в определенной области знаний и/или в профессиональной деятельности [1].

Обобщая вышесказанное, нужно сказать, что умение студента самостоятельно работать является источником его умения, его способности к исследовательской деятельности. Прежде чем студент сможет осуществлять такой вид деятельности, он должен, прежде всего, уметь работать самостоятельно. А исследовательская деятельность имеет целью развить умения студента осуществлять саму эту деятельность и применять эти умения в своей профессиональной практике.

На данном этапе размышлений нужно объединить три понятия, а именно, «самостоятельная работа», «исследовательская деятельность» и «отношение» студента в одно. В самом общем определении слово «отношение» представляется как взаимная связь, в которой находятся какие-либо субстанции или признаки. Конечно же, определение именно в таком виде для нашей работы не несет практической пользы. Поэтому стоит проследить разные, более частные определения этого термина. Само слово «отношение» имеет большое количество толкований и используется в различных науках. Например, в математике – достаточно лишь привести пример числа ? ( это математическая константа, выражающая отношение длины окружности к длине её диаметра).

В психологии и педагогике данный термин толкуется, как социально обусловленное относительно устойчивое состояние готовности личности реагировать на объект, субъективная сторона отражения действительностив результате взаимодействия человека со средой. Это определение мы и возьмем за основу нашей работы[4].

На основе выведенных ранее трех определений, мы генерируем общее. В итоге, отношение студентов к исследовательской деятельности в процессе самостоятельной работы – это относительно устойчивое субъективное отражение студентом сознательного вида человеческой активности, направленного на получение новых объективных знаний путем применения различных методов исследования, в процессе его работы, выполняемой самостоятельно.

Когда мы начали исследование отношения студентов к самостоятельной работе, сначала мы задали этот вопрос авторам этой статьи. И вот, что из этого получилось.

(Е.А. Амузинская) - Самостоятельная работа играет большую роль в обучении, я считаю. Для того, чтобы учиться, человек сначала должен уметь это делать. И здесь ему помогает этот вид работы. Я всегда полагала, что это один из наиэффективнейших методов обучения. Я всегда лучше познаю дисциплину тогда, когда сама что-то найду, анализирую, напишу. Как говорится, опыт – лучший учитель. Сначала мне прививали любовь к внешкольной исследовательской деятельности мои учителя, то есть, вначале это была их инициатива. Я проводила исследования по биологии, литературе и даже по маркетингу. Мне особенно нравилось проводить опросы и анализировать ответы – а затем делать вывод. Это ведь интересно! А поступив в университет, я поняла, что нераспаханных полей для таких работ невероятно много, да еще и по разным дисциплинам. Я стараюсь как можно больше принимать участие в различных проектах, научных работах – отчасти потому, что хочется реализовать свои способности и возможности, и отчасти потому, что это мне самой очень интересно, и отчасти потому, что я ищу себя. Поэтому я очень благодарна тем преподавателям, которые предоставляют такую возможность для самореализации, как проведение собственных самостоятельных работ и исследований. Я считаю это важнейшей чертой организации высшего образования.

(Костенко А.А.) Первый опыт самостоятельной работы у меня был еще во время обучения в школе. Опыт реализации различных школьных проектов, в рамках которых требовалось самостоятельное изучение материалов и создание на их основе своих работ, безусловно, помог при обучении в вузе. 
Уже на первом курсе студенты сталкиваются с большим количеством самостоятельной работы и, как мне кажется, успешность выполнения таких заданий во многом зависит от того, есть ли у студента опыт подобной работы. Если в рамках школьного обучения будущий студент активно участвовал в разных проектах, создавал и творил самостоятельно, то трудностей в студенческой жизни будет не так много.

На втором курсе объем самостоятельной работы возрос. Ярким примером творческой самостоятельной работы для меня стал курс «История педагогической мысли и образования». В рамках этого курса мне, как и все остальным студентам, представилась возможность проявить свои сильные стороны и творческие способности. Вариативность заданий стала еще одним несомненным плюсом. Я не всегда сильна в написании эссе, поэтому меня радовала возможность выполнить задание в более привычной для меня форме – в виде презентации – создать небольшой учебный электронный ресурс. 
Конечно, поначалу было сложно справляться с тем объемом информации, который нужно было изучить при подготовке задания. Но со временем, выработав для себя определенный алгоритм выполнения задания, я стала получать удовольствие от самостоятельной работы.

Особенно успешно и легко давались задания, которые пересекались со сферой личных интересов и предпочтений. Мой давний интерес к истории и культуре Древнего Египта совпал с самым первым заданием по этому курсу. Недаром говорят о важности первого впечатления. Предложенная тема была не только знакома мне, но и любима. Трудность состояла в одном – как поделиться всеми известными сведениями в сжатой, краткой форме?

Последующие темы иногда пугали объемом материала, который предстояло изучить. И когда казалось, что выполнение следующего задания потребует больших усилий, то вновь появлялась тема, подогревающая мой интерес. Именно такой темой стало сравнение средневековых рыцарей Европы и японских самураев.

Возможность информативно и наглядно представлять содержание данного курса не только упростила запоминание материала, но и помогло в дальнейшей подготовке к зачету. Для успешного написания контрольного теста достаточно было просмотреть все свои разработки по этому курсу.

Я считаю, что работы такого вида помогают студентам осваивать материал дисциплин, учат самостоятельности, развивают творческие способности, а самое главное – формируют интерес и желание студентов участвовать в исследовательской, научной деятельности своего вуза.

На данный момент у нас, возможно, не так много дисциплин, где активно применяется привлечение студентов к самостоятельной исследовательской работе. Но я думаю, что со временем их будет становиться только больше. И, кто знает, возможно, кто-то из сегодняшних студентов это будущий успешный ученый-исследователь?...

Когда мы подумали над вопросом о собственном отношении к самостоятельной работе в процессе обучения, нам стало интересно, что же думают по этому поводу и наши сокурсники, и предложили им ответить на вопросы анкеты.

Для выявления отношения студентов к самостоятельной работе мы опросили около 40 студентов второго курса факультета экономики. Опрос проводился в виде анкетирования. Анкета была опубликована в открытом доступе в сети Интернет, и студенты, получившие ссылку, имели возможность отвечать на вопросы в любое удобное для них время.

Вопросы анкеты позволили выявить: насколько студенты знакомы с самим понятием «самостоятельная работа»; какова роль преподавателя в самостоятельной деятельности студентов, по их мнению; как изменилось отношение студентов к такой работе по сравнению с первым курсом. А также как студенты относятся к исследовательской работе и хотят ли принимать в ней участие.

Анкета содержала вопросы, которые при анализе мы объединили в несколько групп:
• вопросы, отражающие представления студентов о понятии «исследовательская деятельность»;
• вопросы, отражающие отношение студентов к самостоятельной работе;
• вопросы, отражающие мнение студентов о роле преподавателя в самостоятельной работе студентов;
• вопросы, отражающие отношение студентов к исследовательской деятельности и желание принимать в ней участие.

Анализ ответов на вопросы показал следующее. Преобладающему большинству студентов (95%) знакомо понятие «исследовательская деятельность». Всего 5% опрошенных затруднились ответить, знакомо ли им это понятие. Стоит отметить, что ни один из респондентов не дал отрицательный ответ. При этом три четверти студентов (79%) понимают, что исследовательская деятельность связана с самостоятельной работой студентов.

Большинство студентов (63%) имело опыт самостоятельной работы до поступления в вуз, но инициатором такой работы был учитель. Возможно, именно это и дало следующий результат: у 53% студентов отношение к самостоятельной работе на первом курсе было двойственным (были трудности, но нравилась возможность выбора). 32% опрошенных отметили, что их отношение носило скорее положительный характер. 16% испытывали трудности в связи с нехваткой опыта в подобном виде работы.

Большинство студентов отдают преподавателю роль координатора – 53%, от которого ждут помощи и поддержки. Но, что интересно, примерно такое же количество респондентов (58%) считают, что самостоятельная работа студентов должна проходить без помощи преподавателя. И 53% считают, что студенты способны проводить исследования без помощи преподавателя. И инициативу исследовательской работы в большинстве случаев студенты оставляют за собой (63%) или отдают на волю случая (37%).

Свой уровень самостоятельной работы большинство респондентов – 68% - оценивают как не очень высокий. Но при этом 22% отмечают, что это положительный опыт, который позволил научиться искать и анализировать информацию (29%), а также размышлять и формулировать свои мысли (18%). 47% опрошенных считают, что исследования являются интересным видом работы, который расширяет кругозор, развивает критическое мышление и аналитические способности. 42% говорят о возможности принимать участие в подобном виде деятельности в будущем. Вопрос о желании заниматься исследовательской работой углубленно разделил опрошенную аудиторию следующим образом: 26% ответили «да», 42% затруднились с ответом и 26% ответили «нет».

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Студентам знакомо понятие «исследовательская деятельность», они готовы принимать в ней участие, хотят, чтобы инициатива исходила, прежде всего, от них, но нехватка опыта вызывает опасения, и при всей кажущейся самостоятельности студенты по-прежнему ждут помощи, поддержки и понимания со стороны преподавателей. Кроме того, мы проследили повышение интереса респондентов к исследовательской деятельности в процессе обучения.

Проведенное исследование среди студентов 2 курса факультета экономики показало, что многие из них хотят и готовы принимать участие в исследовательской деятельности, но они нуждаются в помощи и поддержке. По нашему мнению, эта помощь должна носить, прежде всего, обучающий и методический характер – студентом необходимо освоить методы и способы проведения исследований.

В качестве педагогической поддержки развития навыков исследовательской деятельности на кафедре педагогики создано студенческое научное общество (СНО) для студентов разных факультетов (не только педагогических), которые увлечены педагогической наукой и имеют способности к педагогической деятельности. Ежегодно студенческое общество кафедры педагогики пополняется студентами младших курсов, которые в дальнейшем более осознанно выстраивают свой образовательный маршрут в университете.

Список литературы:

1. ДаргевиченеЛ.И., ДобрецоваН.В., ЛабунскаяН.А., ПримчукН.В.Научно-исследовательская деятельность студентов в области педагогики: Вестник Герценовского Университета,ISSN 2306-9880, 2011 год, №10,С 48-55.
2. ЕлизароваГ.В.Организация самостоятельной учебной деятельности студентов в логике реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. - Вестник Герценовского университета, ISSN 2306-9880,2010 год, №4, С 10-17.
3. Захожая Т.М. Самостоятельная работа студентов в условиях организации учебного процесса в системе кредитно-зачетных единиц:журнал "Успехи современного естествознания", ISSN 1681-7494, 2008 год, №7. - http://www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7783177.
4. Краткий словарь психологических терминов: Национальная Психологическая Энциклопедия.- http://vocabulary.ru/dictionary/16/word/dejatelnost.

Интересная статья? Поделись ей с другими: