Балльно - рейтинговая система оценки знаний студентов на латинском языке

Бородина Мария Анатольевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры Иностранных языков Филологического факультета Российского университета дружбы народов. (РУДН, г.Москва)

Аннотация: В статье рассматриваются основные виды рейтинга, применяемые в курсе латинского языка, их балльная составляющая и тот результат, который достигается в процессе освоения данной учебной дисциплины.

Ключевые слова: Балльно-рейтинговая система оценки знаний студента, учебный, текущий, рубежный, самостоятельный, творческий и дисциплинарный рейтинг.

Учитывая переход высшего медицинского образования на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС 3) и отмену экзамена по ряду предметов, поднимается вопрос о новых формах контроля знаний студентов, которые бы и отражали интересы первого, дав ему возможность самому зарабатывать свою оценку по дисциплине, и интересы преподавателя, который бы перестал просиживать часы на кафедре в ожидании обучающегося или неопределенное количество раз принимать одного и того же студента, оценивая его низкий уровень знания.

Говоря о дисциплине «латинский язык» в медицинском вузе или на медицинском факультете, которая составляет три зачетные единицы на всех факультетах, кроме фармацевтического, мы считаем, что оценивать знания студентов по данному предмету необходимо только по балльно-рейтинговой системе, которая дает возможность обучающемуся зарабатывать не оценку, как это обычно было принято, а баллы, пусть даже низкие, но, тем не менее, подтверждающие то, что он работал и занимался учебной деятельностью.

В английском языке слово «rating» обозначает оценку, отнесение к тому или иному классу или разряду, обложение налогом, положение, отметку, хронометраж и мощность, производительность. Все эти значения, так или иначе, характеризуют то, что принято называть «рейтингом», потому что, с точки зрения преподавателя, это уровень знания студента от нуля до какого-то определенного числового выражения в виде балла, которое он должен заработать за год изучения предмета, с точки зрения, обучающего – это его оценка, которая будет вырастать или снижаться в зависимости от его производительности и качества труда. Если обратиться к подобному корню в латинском языке, то можно назвать глагол «reor, ratussum, reri» - считать, думать, полагать и его производные «ratus, a, um» - рассчитанный, определенный, решенный, юридически действительный. Следовательно, получается, что рейтинг в самом прямом смысле обозначает числовой показатель продуманных, определенных достижений студента по учебной дисциплине.

Использование балльно-рейтинговой системы оценки знаний обучающегося дает возможность для совершенствования учебного процесса и для формирования профессиональных компетентностей будущих специалистов. В частности, студент, используя латинский язык, учится самостоятельно вести учебную, поисково-исследовательскую и научную деятельность, развивает память и мышление, аналитические способности в работе с иностранными языками и русским языком. В результате получается, что в основу рейтинговой системы контроля знаний положен комплекс мотивационных стимулов (мотивация – субъективно окрашенное состояние, возникающее на основе активации мозговых структур, побуждающее человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей) [1], среди которых можно назвать систематическую оценку результатов в точном соответствии с результатами достижений студента, систему поощрения хорошо успевающих студентов (речь в данном случае идет об освобождении его от зачета), предоставлении обучающимся определенных льгот, перевод на индивидуальный план обучения. Другими словами, используя рейтинговую систему достижений студента, в процессе изучения латинского языка на первом курсе происходит также одновременное формирование высшей и социальной мотивации обучающегося.

Опираясь на классификацию рейтинга И.М. Бродской [2], выделяющей следующие виды: учебный, научно-исследовательский, учебно-профессиональный, семестровый и итоговый, экспертный (основывается на мнении нескольких преподавателей), коллективный (базируется на заключении не только преподавателей, но и членов студенческой группы), самооценочный, накопительный, зависимый, относительный и абсолютный, нами были выбраны учебный или предметный рейтинг, творческий, включающий научно-исследовательский компонент, дисциплинарный, представляющий собой сумму показателей двух предыдущих.

Учебный рейтинг включает следующие компоненты:
1) Текущий рейтинг – оценка по пятибалльной системе текущих тем практических занятий, проводимых в соответствии с календарным планом или еженедельная активность студента. В первом семестре 20 недель и 18 недель во втором семестре. Также в текущий рейтинг входит написание двух тестов, оцениваемых по двадцати пяти балльной системе, по теме «Фонетика» и «Третье склонение».
2) Рубежный рейтинг – оценка по пятидесяти балльной системе итоговых контрольных работ, завершающих цикл. В течение года студент пишет 5 рубежных работ: две - по анатомической терминологии единственного и множественного числа, по словообразованию, по клинической терминологии и по рецептуре.
3) Самостоятельный рейтинг – оценка в баллах дополнительной внеаудиторной работы, проводимой студентом по желанию. В данный рейтинг входит 5 основных работ, оцениваемых по десятибалльной системе. Это большие по объему задания, требующие затраты времени и тщательной проработки, но в тоже время способствующие и отработке изученного материала, и его закреплению, и заучиванию новой лексики, и самоподготовке к рубежным контрольным работам.

Творческий рейтинг включает поисково-исследовательскую и научную самостоятельную работу студентов. Речь идет о следующих формах работы:
а) ведение этимологического дневника, в котором за каждый проработанный медицинский термин ставится один балл. Студент должен самостоятельно проработать термин с точки зрения его семантики, провести параллели в родном языке и в иностранных языках. Например, «fonticulus, i m» в латинском языке обозначает «небольшой ключ, источник, родничок», в русском языке существуют слова, образованные от данного корня: фонтан (струя воды, бьющая вверх), фонтанировать (бить, выходить на поверхность в виде фонтана), в английском языке font (церк. купель, поэт. источник, фонтан), fount (источник, ключ), fountain (ключ, источник, фонтан). Проделав подобную работу, студент открывает для себя происхождение слов родного языка, видит языковые параллели, повышает уровень иностранного языка, учится работать с разными видами словарей.
б) ведение тетради афоризмов. В течение учебного года студент должен выучить 200 афоризмов, которые он сдает с точки зрения правильного перевода на латинский язык и произношения и с точки зрения грамматики. Данная работа оценивается по сто балльной системе. Предполагается, что обучающийся не только должен знать, что, например, «Pigritia est mater vitiorum» - это «Праздность – мать пороков», но и легко ориентироваться в словарных формах таких слов, как лень, порок, мать, давать медицинское толкование последнего слова как мозговой оболочки и ее основных характеристик (arachnoidea, dura, pia mater). Данная работа позволяет повторить основные элементы грамматики латинского языка, расширить свой кругозор, узнать источники крылатых фраз, задуматься над смыслом, заложенным в них, совершенствоваться как личности.
в) сдача студенческого гимна «Gaudeamus», который оценивается по десятибалльной системе. Полный текст гимна уже на усмотрение студентов можно спеть, выразительно прочитать наизусть, проиллюстрировать.
г) участие в олимпиаде по латинскому языку, в научных конференциях, поэтических и художественных конкурсах.
Дисциплинарный рейтинг или рейтинг освоения образовательной программы по учебной дисциплине представляет собой сумму показателей каждого из видов рейтинга. Студент, набравший в течение учебного года шестьсот и более баллов, освобождается от сдачи зачета или экзамена по предмету.

Таким образом, введение и постоянное использование системы балльно-рейтингового контроля знаний студентов позволяет организовать объективную систематическую и всестороннюю оценку достижений обучающегося, стимулировать его систематическую учебно-познавательную активность, самостоятельную работу как аудиторную, так и внеаудиторную, расширять культурный кругозор студентов и развивать их индивидуальные способности и наиболее полно проявлять себя и свой потенциал, повышать ответственность за свою деятельность (учебную, творческую, научную), учитывать все аспекты работы студента при выставлении ему итоговой оценки за зачет или экзамен.

Список литературы:

1. Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х томах. – М.: Советская энциклопедия, - Т. 2. Кабана болезнь – Пяточный бугор. 1983. С. 199.
2. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / кол. авторов; под ред. Н.В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2010. С. 374.

Интересная статья? Поделись ей с другими: