gototopgototop

Либеральный кабинет и «морская паника» 1909 г. в Великобритании

Тениченко Артем Александрович – аспирант Орловского государственного университета. (ОГУ, г.Орёл)

Аннотация: Данная статья посвящена одному из важнейших событий англо-германского военно-морского соперничества в конце XIX – начале XX вв. – действиям британского либерального кабинета в ходе так называемой «морской паники», разразившейся в 1909 г.

Ключевые слова: Военно-морской флот; гонка вооружений; линкор-дредноут; Первый Морской Лорд; Первый Лорд Адмиралтейства.

Начиная с февраля 1908 г. англо-германские отношения переживали не лучшие времена - германским рейхстагом была принята так называемая новелла (т.е. поправка к флотскому закону 1900 г.), которая форсировала строительство германского флота. Британские правящие круги негативно отреагировали на ускорение строительства германского флота. Масла в огонь подлили события октября 1908 г. – интервью кайзера Вильгельма II британской газете «Daily Telegraph», в котором германский император использовал достаточно неоднозначные с точки зрения дипломатии словесные обороты в отношении англичан, а так же закладка двух германских линкоров-дредноутов программы 1909 г. Особенно серьезные последствия имел факт досрочный закладки кораблей. На Британских островах началась настоящая паника – получалось, что немцы не только законодательно ускоряют строительство собственного флота, но и в тайном порядке производят досрочную закладку новых военных кораблей. Определенные круги в британской правящей элите решили использовать этот факт в целях форсирования строительства британского флота.

Еще до того, как стало известно о преждевременной закладке двух немецких дредноутов, Первый Морской Лорд адмирал Д. Фишер пытался убедить Первого Лорда Адмиралтейства (т.е. военно-морского министра) Р. Маккену в том, что необходимо увеличить минимальное количество ежегодно закладываемых дредноутов с 4 до 6: «Меня очень пугают приближающийся кризис и неурядицы. Я совершенно убежден, что цифра, которую вы назвали Ллойд-Джорджу [министр финансов – А. Тениченко] , абсолютно недостаточна... Мы подошли уже к той стадии, когда на следующий год необходима закладка 6 дредноутов, а не 4. ...Я боюсь, что если вы будете настаивать на цифре в два миллиона (ф. ст.), вы окажитесь в очень трудном положении и я не вижу, как его можно оправдать или поддержать» [1]. Маккена сопротивлялся увещеваниям Фишера до тех пор, пока не стало известно о закладке двух немецких дредноутов. Этот факт в корне изменил позицию Первого Лорда Адмиралтейства.

Уже 8 декабря 1908 года Маккена потребовал увеличить количество планируемых к постройке в следующем году дредноутов с 4 до 6. Основания для увеличения количества закладываемых судов были изложены в письмах министру иностранных дел сэру Э. Грэю и премьер-министру Г. Асквиту в конце 1908 г. – начале 1909 г. Доводы Маккены были следующими: Германия новеллой 1908 г. форсировала свое военное кораблестроение; ускорение темпов строительства осуществляется в обстановке секретности; весной 1911 г. германский флот будет иметь 13 дредноутов и линейных крейсеров; весной 1912 г. их уже будет 21; немецкие судостроительные мощности равны английским [4, С. 170].

18 декабря Маккена добился аудиенции у короля Эдуарда VII. Маккена требовал увеличения количества закладываемых в 1909/1910 финансовый год кораблей с 4 до 6. В свою пользу Маккена выдвинул следующие аргументы: из официальных и неофициальных источников Адмиралтейству стало известно, что мощности германского судостроения значительно возросли, а на заводах Круппа получилось снизить время на изготовление орудийных башен главного калибра [2]. Еще одним доводом стал факт сокращения времени постройки немецкого линкора с 40-36 месяцев, до 27-30 и, таким образом, учитывая возросшие судостроительные мощности и сокращенное время строительство отдельного корабля, немцы могут закладывать по 8 дредноутов в год [4, С. 314]. Надо отметить, что в сроках строительства отдельных немецких кораблей Маккена не ошибался – германский военно-морской публицист граф Э. Ревентлов в своей статье «Опасность в промедлении», вышедшей еще в 1907 году, писал, что крупнейшие германские верфи (на которых и строились линкоры), такие как «Germania Werft», «Howalds-Werke», «Vulkan-Werft», «Blohm und Voss weser» способны строить линкоры за 27-30 месяцев [3, С. 138-139.].

Однако, не смотря на всю серьезность сложившейся обстановки и вескость доводов, Маккена встретил серьезное сопротивление своей идее увеличения количества закладываемых кораблей в кабинете министров. Против увеличения выступали такие члены кабинета министров, как У. Черчилль, Д. Ллойд-Джордж, Дж. Морли и Дж. Бернс. Черчилль считал, что немцы не смогут строить больше кораблей из-за внутренних финансовых проблем. Ллойд-Джордж не хотел ломать предвыборные обещания либералов и сокращать социальные расходы [4, С. 170]. Главным аргументом противников увеличения флота стало подавляющее превосходство Британии по додредноутам (т.е. по устаревшим линкорам). Так же стоит отметить и личностный фактор – Дэвид Ллойд-Джордж испытывал к Маккене личную неприязнь [1, С. 103].

В кабинете министров начались споры между Маккеной и его противниками о количестве закладываемых кораблей по программе 1909 года. К январю 1909 года споры зашли в тупик. 23 февраля Фишер встретился с Остином Чемберленом – одним из лидеров консерваторов. В течение нескольких месяцев предшествовавших решительной схватке в парламенте, консервативная пресса неуклонно требовала строительства как минимум 6 дредноутов в год для поддержания британского превосходства на море [2]. В поддержку расширенного строительства флота так же выступали сэр Грэй и премьер-министр Асквит. Ллойд-Джордж и Черчилль готовы были согласиться на 4 корабля, но никак не больше. В феврале 1909 г., когда споры по количеству закладываемых кораблей достигли своей кульминации, Ллойд-Джордж и Черчилль даже пригрозили своей отставкой [6, С. 94.].

Своей кульминации кризис достиг 16 марта 1909 года, когда Первый Лорд Адмиралтейства Маккена, выступая в парламенте, рассказал депутатам об усилиях Германии в области морских вооружений. В связи с угрожающей ситуацией Маккена потребовал увеличения ассигнований на морское строительство в размере 2 823 000 ф. ст. в 1909-1910 финансовом году по сравнению с предыдущим и закладку 6 дредноутов ежегодно [6]. Маккена приводил веские доводы и аргументы в свою пользу, но так и не смог убедить депутатов. Но в последующие дни в защиту предложения Маккены высказались Грэй и Асквит. В итоге, стороны пришли к удивительному компромиссу: «В конце концов, было найдено удивительное и любопытное решение. Адмиралтейство требовало 6 кораблей, «экономисты» [противники увеличения строительства флота] предлагали 4, и в заключение мы сошлись на 8» [7]. В итоге, британский морской бюджет, принятый на 1909/1910 финансовый год составил 35,142 млн. ф. ст., что было на 2,823 млн. ф. ст. больше бюджета 1908/1909 г. На непосредственное строительство кораблей выделялось 8,85 млн. ф. ст. [5, С. 332-333]. События начала 1909 года вошли в историю как «морская паника 1909 года».

Во время «морской паники», о которой уже было сказано выше, У. Черчилль, резко выступавший против увеличения количества закладываемых кораблей, резко критиковал позицию Первого Морского Лорда адмирала Фишера. В итоге, Фишер, поддерживавший с 1907 г. приятельские отношения с Черчиллем, пошел на разрыв с последним [6, C.95]. Черчилль пытался восстановить прежнюю дружбу с адмиралом и написал ему несколько писем. Однако, Фишер ответил ему всего одним письмом в котором едко пошутил – 4 из 8 закладываемых дредноутов надо было соответственно назвать «Уинстон», «Черчилль», «Ллойд», «Джордж» [6]. Имелось ввиду сопротивление Черчилля и Ллойд-Джорджа увеличению количества закладываемых кораблей.
В результате «морской паники» 1909 г. сторонники расширения строительства британского флота, в первую очередь адмирал Фишер и морской министр Маккена, добились максимально большой программы строительства кораблей на 1909/1910 гг. Ловко использовав факт досрочной закладки немцами двух кораблей и раздув настоящую панику в обществе, британское Адмиралтейство добилось решительного ускорения строительства флота – на английских верфях закладывалось два киля против одного киля, заложенного в Германии.

Список литературы:

1. Виноградов К.Б. Ллойд-Джордж. М. 1970.
2. Лихарев Д.В. Эра адмирала Фишера // URL: http://www.razym.ru/tehnicheskaya/voennaya/164545-liharev-dv-era-admirala-fishera.html (дата обращения: 06.03.2013 г.).
3. Ревентов Э. Опасность в промедлении // Морская полемическая литература в Германии. СПб. 1911.
4. Романова Е.В. Путь в койне: развитие англо-германского конфликта 1898-1914 гг. М. 2008.
5. Синегубов С.Н. Упорство против силы: германо-английское морское противостояние 1900-1914 гг. Тюмень. 2009.
6. Трухановский В.Г. Уинстон Черчилль. М. 1989.
7. Churchill W. The World Crisis, 1911-1918 // URL: http://www.on-island.net/. (дата обращения: 10.01.2013 г.).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 350 рублей для России и 420 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 120 рублей

Реквизиты для оплаты через банк