Организационно-методическое сопровождение учебного процесса студентов-заочников в условиях электронного обучения

Мошкина Елена Васильевна — старший преподаватель кафедры Информационных технологий образования Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета. (СФУ, г.Красноярск)

Cмолянинова Ольга Георгиевна — доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Образования, директор Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета. (СФУ, г.Красноярск)

Аннотация: Авторами описан опыт реализации организационно-методического сопровождения учебного процесса студентов-заочников Сибирского федерального университета в условиях электронного обучения, реализованный в системе управления обучением Moodle.

Ключевые слова: Заочное обучение, организационно-методическое сопровождение, электронное обучение, система управления обучением Moodle.

На современном этапе развития общества все более осознается необходимость создания эффективной системы заочного обучения, ориентированной на профессиональное развитие и овладение технологиями электронного обучения, что позволит обеспечить непрерывность повышения профессионализма в течении всей жизни. В этой связи становятся актуальными вопросы организации заочной формы обучения в системе высшего образования.

Мы определяем заочное обучение как часть системы открытого, непрерывного образования, организационно-технологическая сущность которого обеспечивает получение образования вне зависимости от стационарной формы обучения (дистанционно, в сочетании с профессиональной трудовой деятельностью, при невозможности нахождения в самом вузе). В этой связи можно говорить о заочном обучении одновременно не только как о форме организации учебного процесса, но и как об открытой системе профессионального образования.

Все формы обучения имеют общие проблемы, и вместе с тем каждая образовательная форма имеет только ей присущие специфические проблемы. В заочном обучении – это дефицит педагогического руководства в межсессионный период, отсутствие постоянной оперативной обратной связи между участниками учебного процесса.

Среди противоречий в существующей организации системы заочного образования можно выделить следующие:
• между ориентацией на высокий уровень подготовки специалистов и низким уровнем опорных знаний обучаемых;
• между необходимостью управления учебно-познавательной деятельностью студентов и трудностями его реализации в межсессионный период [3].
Эти противоречия связаны в первую очередь с тем, что в процессе организации заочного обучения не учитываются следующие особенности:
• разновозрастные группы обучающихся;
• неоднородность аудитории: неодинаковый социальный и производственный опыт, значительный разброс уровня базовой подготовки абитуриентов, поступающих на заочные формы обучения;
• отсутствие текущего контроля за ходом и результатами деятельности обучаемых [4].

Мы также выделяем следующие противоречия:
• низкая мотивация студентов, отсутствие сформированных познавательных потребностей;
• недостаточное внедрение электронных технологий в систему заочного обучения;
• не полная обеспеченность заочников учебно-методическими материалами для самостоятельного освоения учебной дисциплины;
• отсутствие сопровождающей роли преподавателя в межсессионный период;
• низкий уровень самостоятельности у студентов в выполнении заданий в межсессионный период.

Специфика заочного обучения в системе ВПО требует обеспечения оптимальных условий, при которых студенты могли бы без отрыва от производства приобрести качественные знания и высокую квалификацию по избранной специальности.

Описанные выше противоречия обуславливают необходимость проведения определенной корректировки не только в организации учебного процесса студентов-заочников, но и в изменении методического сопровождения учебного процесса.

В современных условиях ряд российских вузов (ТУСУР, МЭСИ, СФУ и др.) переходят на новые модели заочного обучения, в основе которого лежат современные компьютерные и телекоммуникационные технологии. Реализация принципов конструирования системы заочного образования в условиях электронного обучения в образовательном процессе осуществляется в комплексе с традиционными дидактическими принципами наглядности, доступности, следования от простого к сложному, индивидуального подхода, системности и др.

Практика постоянного дополнения существующей модели заочного обучения инновационными элементами необходима, поскольку позволяет на основе использования достижений традиционных систем, привнести новые аспекты, обеспечивающие новое качество.

В новом законе «Об образовании» в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий статья 15 была дополнена пунктом 1.1 следующего содержания:
«1.1. При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса» [6].

Перспективные исследования в дидактике, на наш взгляд, лежат в области использования электронных информационно-образовательных сред и образовательных технологий на основе использования электронных дидактических средств обучения.

Среди множества современных электронных учебных сред можно выделить Moodle (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) — модульную объектно-ориентированную динамическую учебную среду, свободную систему управления обучением (LMS), распространяемую по лицензии GNU GPL.

Учитывая специфику обучения студентов-заочников в вузе, нами была разработана системная модель организации процесса обучения студентов-заочников Института педагогики, психологии и социологии (ИППС) Сибирского федерального университета в условиях электронного обучения на базе электронной системы управления обучением Moodle. На сегодняшний день в данной среде для студентов заочников разработаны курсы по следующим направлениям и специальностям: 030600.65 «Связи с общественностью», 031600.62 направление «Реклама и связи с общественностью», 030300.62 направление «Психология» на базе ВПО, направление 050100.62 «Педагогическое образование» на базе СПО.

Цель построения модели обучения студентов-заочников ИППС — совершенствование организации учебного процесса за счет интерактивного взаимодействия в электронной среде, поддержки онлайн и офлайн в межсессионный период.

Студенты-заочники могут зарегистрироваться в системе Moodle на сайте электронных курсов СФУ (http://study.sfu-kras.ru). Попадая на страницу Института педагогики, психологии и социологии, студент выбирает форму обучения, специальность/направление, курс и семестр. Выбрав курс и семестр обучения, студент получает доступ к электронным учебно-методическим комплексам дисциплин (УМКД), согласно рабочему учебному плану.

При реализации модели мы использовали понятие «сопровождение», что означает «следовать рядом», предоставляя, делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано.

В настоящее время сложились разные формы и уровни сопровождения. Исследования в сфере гуманитарной личностно-ориентированной образовательной парадигмы (Л.Н. Бережнова, Л.М. Шипицына, М.Р. Битянова, О.С. Газман, Е.И. Казакова, Л.Б. Лаптева, М.С. Полянский, И.В. Серебрякова, И.А. Липский, И.Э Куликовская, Л.Г. Субботина, Т.В. Глазкова, А.К. Колеченко, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникоква, А.А. Деркач, Е.А. Козырева и др.) показывают, что использование термина «сопровождение» продиктовано необходимостью дополнительно подчеркнуть ценность индивидуального стиля деятельности и личного опыта человека, в том числе детей и педагогов, и его самостоятельность в принятии решений [1; 2; 5].

Под термином «сопровождение» порой обозначаются самые различные виды деятельности (Е.И. Казакова):
• сопровождение может трактоваться как помощь субъекту в преобразовании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет сам субъект;
• под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора;
• сопровождение рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных и профессиональных проблем развития [2].

В нашем случае сопровождение – это аналитическое, организационно-педагогическое, учебно-методическое обеспечение, являющиеся основными направлениями организации методической работы.

Аналитическое имеет целью подготовку педагогического коллектива к эффективной деятельности и включает в себя:
• изучение потребностей преподавателей в повышении квалификации (освоение Moodle, комплексной системы оценивания знаний, новых форм подачи материала и т.д.);
• анализ эффективности самостоятельной работы студентов;
• анализ результатов диагностических и мониторинговых исследований учебно-воспитательного процесса;
• анализ эффективности повышения квалификации педагогов.

Организационно-педагогическое направление ориентировано на обеспечение непрерывности профессионального образования студентов-заочников и состоит из следующих компонентов:
• планирование и организация сессионной и межсессионной подготовки студентов;
• поддержание взаимодействия с преподавателями;
• обеспечение электронными учебно-методическими материалами, доступом к информационно-образовательной сети университета;
• формирование банка УМКД;
• организация установочных лекций, практических и лабораторных занятий, заочных и очных групповых и индивидуальных консультаций, экзаменов;
• организация самостоятельной деятельности студентов;
• изменение функций педагогов в сторону организационно-консультативной;
• разработка индивидуальных программ обучения студентов.
• организация и проведение учебно-ознакомительных и производственных практик;
• подготовка и проведение научно-практических конференций, профессиональных конкурсов, выставок и т.д.

Третье направление – учебно-методическое, предполагает методическое сопровождение деятельности преподавателей по созданию условий эффективной педагогической деятельности и заключается в планировании, научно-методической работе (написание статей, методических рекомендаций и учебно-методических пособий и т.д.), документировании учебной деятельности по курсам, методическом сопровождении, мониторинге деятельности.

Основой для формирования теории и практики комплексного сопровождения является системный подход, согласно которому сопровождение понимается как система, состоящая из конкретных последоваельных, взаимосвязных элементов: этапы, принципы построения, методы и способы организации учебного процесса.

В качестве дополнительных условий систематизации учебного процесса можно предложить следующие методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов-заочников:
• составляется график самостоятельной работы на семестр с приложением семестровых учебных планов и учебных программ, их выполнение должно систематически контролироваться преподавателями. Они должны быть опубликованы на сайте института и находиться в открытом доступе;
• в начале семестра преподаватель ознакомит студентов с целями курса, объемом изучаемого материала, сроками выполнения заданий, формами контроля и самоконтроля самостоятельной учебной работы, которые также выставлены в системе Moodle.
• занятия организовываются так, чтобы обеспечить безусловное выполнение технологического минимума самостоятельной работы всеми студентами и предусмотреть усложненные задания для обучающихся, подготовленных лучше за счет уровневых заданий;
• принципиальное значение имеет личное педагогическое общение преподавателя со студентом при индивидуальных консультациях (очные, skype, e-mail и др.);
• проводится регулярный контроль успешности выполнения самостоятельной работы в дистанционном режиме.

Таким образом, разработанное организационно-методическое сопровождение учебного процесса на основе дистанционных образовательных технологий, позволяет студентам оставаться включенными в учебный процесс, поддерживать взаимодействие с преподавателями, обеспечивать электронными учебно-методическими материалами, доступом к информационно-образовательной сети университета.

Список литературы:

1. Белотелова Л.Н., Новицкая В.А. Методическое сопровождение преподавателей колледжа как одно из условий обеспечения качества среднего профессионального образования // СПО. 2009. № 7. – С. 40-46.
2. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребёнка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребёнка: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – СПб.,1998.
3. Кузнецова Э.Г. Проектирование и реализация задачно-модульной технологии обучения в системе заочного образования ССУЗа (на примере дисциплины «Техническая динамика»): автореф. дис. … канд. пед. наук / Э.Г. Кузнецова. – Казань, 1999.
4. Сергиенко Е.Б. Организационно-педагогические модели дистанционного обучения в высшей школе: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.Б. Сергиенко. - Казань, 2001.
5. Сопровождение личностно-профессионального развития студентов в педагогическом вузе: научно-методическое пособие / отв. ред. Л.Н. Бережнова, В.И. Богословский, В.В. Семикин. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 158 с.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974.

Интересная статья? Поделись ей с другими: