Мультикультурализм и взаимопонимание как ценностные доминанты современного образования

Коренецкая Ирина Николаевна – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры Иностранных языков для гуманитарных и естественно-научных факультетов Псковского государственного университета. (ПсковГУ, г.Псков)

Аннотация: В статье рассматривается явление мультикультурализма и проблема взаимопонимания, определяются их сущностные характеристики как ценностных ориентиров в современном образовании.

Ключевые слова: Мультикультурализм, взаимопонимание, понимание, ценность, ценностная доминанта.

Образовательная система является способом передачи и усвоения ценностной культуры, цивилизации, нации. Изменения, происходящие в обществе, коренным образом изменили жизнь высшей школы, которая может способствовать выявлению преобладающих способностей студента, подготовке к реальному участию в жизни и осознанному выбору профессии. Отсутствие географических и политических границ научило современную молодежь воспринимать мир как мультикультурное явление, понимая и принимая, что былое деление по религиозной или этнической принадлежности в обществе не имеет места. Современные студенты превосходно владеют техническими средствами для общения со сверстниками из других городов и стран, путешествуют, работают и учатся за границей, посещают иностранные спортивные и музыкальные мероприятия, осознают необходимость знания нескольких иностранных языков. В целом, это новое поколение, которое строит свою жизнь, имея небывалый опыт, отсутствующий у молодежи предыдущих десятилетий.

Итак, изменения в обществе диктуют изменения в образовательной среде. Тем не менее, чтобы избежать стихийности в преобразованиях и их негативных последствий, важно иметь определенные ценностные основания и ориентиры, которые бы позволили сформировать у субъектов образовательного процесса полноценное отношение к другим людям, способствовали продуктивному взаимодействию между людьми и открыли возможности для духовного возвышения человека.

На наш взгляд, только такое образование способно стать фундаментом устойчивого развития человека, которое в качестве своих ценностных доминант исповедует мультикультурализм и взаимопонимание.

На сегодняшний день существует множество определений понятия «мультикультурализм» и единого подхода нет, так как мультикультурализм определяется и как политика, и как принцип, и как механизм – в общем, а в частности – как аспект толерантности, как единство в различиях и др.

В оксфордском словаре мультикультурализм трактуется как «характеристика мультикультурного общества», как «политика или процесс, при которых поддерживаются определенные индивидуальности культурных групп внутри общества».

Википедия определяет мультикультурализм как политику, направленную на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.

Лорд Д. Сакс, главный раввин Великобритании, в интервью для «Таймс» определил мультикультурализм так: «мультикультурализм был нацелен на создание более толерантного общества, в котором каждый, вне зависимости от цвета, происхождения, культуры, чувствовал бы себя как дома… Но при этом необходимости интегрироваться нет…»

Р. Лиддл в интервью для «Спектейтор» утверждает, что «мультикультурализм – это понятие, в котором культура, как бы она ни противоречила нормам, или какой бы антисоциальной она ни была, имеет право развиваться беспрепятственно, без критики».

Профессор Б. Парек определяет мультикультурализм так: «слияние, в котором одна культура заимствует что-то от других культур и творчески преобразует и себя и другие культуры».

В определении мультикультурализма нам импонирует позиция профессора университета Дарэм (Англия) М. Байрама, который утверждает, что «все группы в мультикультурном обществе находятся на равных условиях, т.е. воспринимаются одинаково… При этом может иметь место факт разделения одних и тех же идей без интеграции, … но в диалоге на равных. Однако диалога недостаточно: среди равных должно быть сотрудничество, так как нам известно… что просто быть и общаться друг с другом не способствует формированию взаимопонимания и уважения, этому способствуют совместные действия».

В последнее время идеи мультикультурализма подвергаются резкой критике. Так, в октябре 2010 г. канцлер Германии А. Меркель объявила о крахе политики мультикультурализма. В феврале 2011 года британский премьер-министр Д. Кэмерон своей речью на Мюнхенской конференции по безопасности заявил о банкротстве политики мультикультурализма.

Интерпретируем приведенные позиции относительно мультикультурализма в контексте современного образования.

Мультикультурализм – это ценностная доминанта современного образования, предполагающая принятие положительных ценностей представителя иной культуры. Именно положительных, ибо под ценностью понимается личностно значимое, а значимым в некоторых культурах может быть война, смерть, насилие. Термин «принятие» означает не «переплавку», а мозаику ценностей.

Термин «взаимопонимание» требует более подробного анализа, чтобы преодолеть обывательское «понимать – значит знать».

Аспекты становления взаимопонимания представлены в педагогических, психологических и философских исследованиях. В данных исследованиях анализируется не феномен «отношений взаимопонимания», а проблема «понимания».

Словарное значение понятия «понимание», представленное в педагогике, звучит как «1) способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат; 2) вызванная внешними или внутренними воздействиями специальная составляющая сознания, фиксируемая субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений содержанию воздействия».

В ходе исследования установлено, что в современной педагогической науке доминирует определение понимания как уровня освоения научно-теоретических знаний, полагаемых в качестве содержания образования, а в качестве психологического механизма в большей степени ассимилировано представление о понимании как составляющей мыслительного процесса.

Как попытка синтеза достижений когнитивной и ценностно-смысловой традиций в психологии используется интегративный подход, реализующий условия для актуализации смысловых процессов человека, не ограничивающихся рамками познания «предметных» смыслов или индивидуальной смыслоактуализации, а обеспечивающих становление человека как субъекта своей жизни, осмысляющего мир посредством культурных ценностей, способного к их развитию в творческой продуктивной культуросообразной деятельности.

Постижение теории взаимопонимания, сложностей его условий – это удел педагога, осознавшего, что воспитание – это создание условий, это правильная организация жизни, бытия как опыта духовной жизни.

Путь к механизмам взаимопонимания мы выводим по аналогии овладения человеком речью. Он не знает правил орфографии и синтаксиса, но при этом учится говорить правильно.

Стало быть, и понимание человека возможно через организацию деятельности, связанной с отношениями взаимности. В своей работе педагогу следует особое место отводить упражнениям по извлечению смыслов, наделению смыслом из жизненных проявлений другого человека.

Студенту не просто овладеть постулатами «понять – значит оправдать», «понять – значит принять», «без понимания нет и не может быть взаимодействия людей». В опыте взаимопонимания человеку передается состояние. Это не вполне объяснимо, но понятно на уровне переживаний.

В соответствии с вышесказанным, взаимопонимание в контексте современного образования представляется возможным определить как встречное понимание (я понимаю тебя – ты понимаешь меня), как процесс и результат поиска и раскрытия смыслов, заложенных в жизненные проявления, что обеспечивает продуктивное взаимодействие между людьми.

Итак, данный материал представляет собой первое приближение к рассмотрению мультикультурализма и взаимопонимания в качестве ценностных доминант для современного образования на уровне определений и содержательных характеристик. Следующим шагом должно стать определение содержания образования и разработка образовательной модели (включающей в себя цель, принципы, этапы, алгоритм действий преподавателя и алгоритм действий студентов, прогнозируемый результат) педагогического сопровождени воспитания взаимопонимания и личностного принятия мультикультурализма субъектами образовательного процесса через учебную дисциплину.

Список литературы:

1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982. – 199 с.
2. Дильтей В. Понимающая психология. – Хрестоматия по истории психологии / Под ред. Гальперина П.Я. и Ждан А.Н. – М., 1980. – С. 258 - 285.
3. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. – М., 1994. – 237 с.