gototopgototop

Подготовка градостроительного плана земельного участка как обязанность органа муниципальной власти

Зарипова Анна Германовна - аспирант Сибирского института – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы.

Аннотация: В статье рассматриваются положения Градостроительного кодекса РФ, ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ», касающиеся градостроительного плана земельного участка и архитектурно-планировочного задания, делается вывод о неактуальности отдельных положений ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» и обязанности органов местного самоуправления заниматься подготовкой градостроительных планов.

Ключевые слова: градостроительный план земельного участка, полномочия органов местного самоуправления, застройка, территориальное планирование.

Правовая категория «градостроительный план» земельного участка введена в правовой оборот Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее – ГрК РФ)(Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 16.). Предыдущий Градостроительный кодекс РФ от 07.05.1998 № 73-ФЗ не предусматривал составление такого документа, а согласование проектной документации с органами власти или местного самоуправления проводилось уже после выполнения таковой и осуществлялась на основанииархитектурно-планировочных заданий, которые выдавались в соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации».

Подготовка градостроительного плана земельного участка не внесена в качестве самостоятельного полномочия в области градостроительной деятельностипрямо зафиксированной в ст. 8 ГрК РФ, однако указано полномочие по подготовке документов территориального планирования. В свою очередь, в пункте 2 статьи 44 ГрК РФсодержится положение о том, что подготовка градостроительного плана (Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка: Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 № 207 // Зарегистрировано в Минюсте 24.05.2011.) земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории (документ территориального планирования) или в виде отдельного документа.

Что касается градостроительного плана в качестве составной части документации территориального планирования местного значения, то это, безусловно, полномочие органа местного самоуправления, поскольку это прямо зафиксировано в ГрК РФ, однако отсутствует однозначное понимание подготовки градостроительного плана земельного участка в качестве самостоятельного документа как полномочия органа муниципальной власти.

В пункте 17 статьи 46ГрК РФ содержится положение, согласно которому подготовка градостроительного плана осуществляется по заявлениям физических и юридических лиц. При этом федеральном уровне утверждена только форма градостроительного плана . Действующее федеральное законодательство не содержит требований предъявлять какие-либо документы при подаче заявки на градостроительный план.На практике, органы местного самоуправления требуют предоставить документы для выполнения данной муниципальной услуги (Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка: Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 № 207 // Зарегистрировано в Минюсте 24.05.2011.).Таким образом, заявителем может стать только правообладатель земельного участка, что не соотносится с положениями федерального законодательства.

Органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя документы, которые уже имеются у государственных органов и организаций, органов местного самоуправления (О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 01.07.2011 № 169-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 04.07.2011, № 27, ст. 3880).

Такой же точки зрения придерживаются некоторые исследователи, в частности Д.В. Шинкевич, указывая при этом на то, что полномочия органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий охватываются только установлением порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45ГрК РФ). Порядок подготовки документации по планировке предполагает лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов, уточняющую применительно к условиям конкретного муниципального образования процедуру подготовки, изложенную в статье 46ГрК РФ (Шинкевич Д.В. Полномочия органов местного самоуправления по выдаче градостроительных планов земельных участков // Юрист. 2010. N 9. С. 33 - 42).

Для улучшения правоотношений в данной сфере необходимо включить в статью 46 ГрК РФ пункт следующего содержания: «Не допускается истребовать у заявителя документы, помимо подтверждающих статус физического лица (паспорт) или юридического лица (свидетельство о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет)».

Несмотря на утвержденную форму градостроительного плана земельного участка, на настоящий момент органы местного самоуправления до сих пор занимаются подготовкой архитектурно-планировочных заданий, что противоречит п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», поскольку «подготовка проектной документации осуществляется на основании архитектурно-планировочных заданий вплоть до установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка» (О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ  (ред. от 19.07.2011) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 17).

Предлагается для устранения существующей правовой коллизии признать утратившим силу положения ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ», касающиеся архитектурно-планировочных заданий, в частности п. 1,3,4,7 ст. 3, абз. 2 ст. 12, абз. 6 ст. 13, п.1 ст. 20, п. 5 ст.21.

Таким образом, если использовать расширительное толкование норм ГрК РФ, на которые ссылался автор данной статьи, то есть когда норме права придается более широкий смысл, чем это вытекает из ее словесного выражения, а также учитывать их комплексный характер, то можно сказать, что подготовка градостроительного плана земельного участка является обязанностью органа муниципальной власти независимо от того, существует ли он в составе проекта межевания территории (документ территориального планирования) или в виде отдельного документа.

Список литературы
1.    Административный регламент предоставления муниципальной услуги по подготовке и утверждению градостроительного плана земельного участка на территории города Новосибирска применительно к предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам в виде отдельного документа // novo-sibirsk.ru›upload/content/1520/adm_dsa_isogd.ru.
2.    Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 16.
3.    О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ  (ред. от 19.07.2011) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 17.
4.    О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 01.07.2011 № 169-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 04.07.2011, № 27, ст. 3880.
5.    Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка: Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 № 207 // Зарегистрировано в Минюсте 24.05.2011.
6.    Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 г. № 154 (ред. от 29.10.2009) // СПС «КонсультантПлюс: РегиональноеЗаконодательство (сводное)»; Тюменский курьер. 2008. № 5, спецвыпуск. 13 ноября.
7.    Шинкевич Д.В. Полномочия органов местного самоуправления по выдаче градостроительных планов земельных участков // Юрист. 2010. N 9. С. 33 - 42.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 350 рублей для России и 420 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 120 рублей

Реквизиты для оплаты через банк