Женские образы в творчестве Алексея Костюшкина

Родионова Валентина Вячеславовна - студентка 4 курса кафедры журналистики Владимирского государственного университета

Аннотация: В данной работе раскрываются особенности такого явления как современная авторская песня. Её поэтика рассматривается на примере творчества поэта-песенника Алексея Костюшкина. Перед автором стояла задача раскрыть тему женских образов в творчестве этого исполнителя.

Ключевые слова: авторская песня, бард, рок-поэзия, фатализм, мужское и женское начало.

С середины 80-х годов XX века авторская песня рассматривается как часть русской поэтической традиции. Перед современной филологической наукой, изучающей авторскую песню, стоят немалые задачи в сферах дальнейшего углубленного осмысления проблем ее традиций и новаторства, жанров,  стилевого многообразия, поэтики, стиха. Особенный интерес представляет жанр, получившийся на стыке рока и авторской песни – так называемый бард-рок.

Новатором в этом направлении является Алексей Костюшкин, который органично соединил в своём творчестве роковую и традицию авторской песни, сплавил их воедино. Алексей Костюшкин не делит свои песни на бардовские и роковые, потому что они представляют собой художественное целое.
Предметом исследования будут являться тексты трёх песен Алексея Костюшкина: «Алёна», «Мария», «Александра».  Объектом исследования будет женский образ в лирике музыканта.

Женский образ – одна из ключевых тем, которая пронизывает всё творчество музыканта. Песни практически бессюжетны. Художественное полотно текстов пропитано эмоциями насквозь. Связь с действительностью отрывочная, рубленная, фактически отсутствуют всякие причинно-следственные связи. Жизнь показывается через отражение, преломление человеческих чувств. В этом состоит философская концепция Алексея Костюшкина: окружающая действительность – это лишь повод для возникновения другого мира, иррациональной реальности. Экспрессивность в высшей её степени – вот художественный приём Алексея Костюшкина.

В своих песнях он воспевает красоту женщины – чуткость и тонкость её души. Мы анализировали три песни, в которых представлены совершенно разные женские характеры.

Алёна - сумасшедшая птица, стремительная и быстрая.  Она смотрит на мир  широко распахнутыми глазами, не боится мечтать. Ей вообще чуждо такое понятие как страх. Она абсолютно свободна. Самое страшное для неё – это быть прикованной к земле, связанной обыденностью, глупостью и ложью. Женское творческое начало, свобода, смелость – всё смешалось в этом образе.

Мария – прекрасная, сильная, жертвенная. Она видит во всех людях добрую душу и готова придти на помощь. Сочувствует чужому несчастью, переживает горе другого человека, как своё собственное.

Александра – хранительница домашнего очага, женщина - мать. Она создана для того, чтобы подарить свою любовь одному единственному, окружить его заботой и теплом – сделать счастливым.

Намеренно или интуитивно автор соотносит значение имени с характером главной героини непонятно. Однако то, что происходит  абсолютное попадание в суть – не оставляет сомнений. «Алёна» - сверкающая, избранная, «Мария» - возлюбленная, печальная, «Александра» - оберегающая, защищающая.
Несмотря на видимое различие этих образов, в них можно выделить и общее: им присуща смелость, воля, неординарность. Каждая до конца следует своим принципам. Алёна не предаёт своей независимости ради мужчины, который боится быть свободным. Мария любит глубоко, сильно, взаимно, поэтому идёт на жертву ради любимого человека. Александра не отказывается от своего идеала счастья – встретить своего единственного, и быть с ним вместе навек.

Фатализм, предопределённость сквозит во всех песнях. Несмотря на различия в характерах героинь, в характере испытываемого ими чувстве любви, истории заканчиваются очень грустно.

Тема трагичной несостоявшейся любви характерна для всего творчества Алексея Костюшкина. Достижение полной гармонии двух сердец, по мировоззрению Костюшкина, невозможно.

В какой-то степени музыкант рисует идеальные женские образы, но он схватывает сущность их характеров. Алексей Костюшкин, близок к традиции изображения тургеневской девушки – сильной, целеустремлённой, цельной. Так же, как и Тургенев, Костюшкин даёт нам наиболее полно прочувствовать характер женщины именно в сравнении с мужчиной.

Он как бы противопоставляет мужское и женское начало в своих песнях. Мужчина проигрывает при сравнении с женщиной, потому что ей присуща созидательная сила, способность к творению – чувств, новой жизни. А мужчина может только принять подаренное ему  чувство, как в песне «Мария», или же оказывается не способен этого сделать, как в песне «Алёна» и «Александра».  

Список литературы:

1 Зайцев В. А. Авторская песня: её восприятие и перспективы изучения на современном этапе // Филологические науки. -  2005. -  № 2. – С. 77 – 85.
2 Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. – М. : Изд-во Эксмо, 2005. – 944 с.
3 Петровский Н. А. Словарь русских личных имен. — М.: Русские словари, 2000. – 480 с.
4 Якименко Р. В. Слова и ноты (художественный синтез в бардовской и рок-лирике на уроках литературы в 11 классе) // Русская словесность. – 2005. - №2. – С. 26 – 30.