gototopgototop

Таргет-костинг как эффективный инструмент современной системы управленческого учета

Хайруллина Эльвира Камилевна - ассистент кафедры финансового учета, Казанский (Поволжский) Федеральный Университет

Аннотация: Статья посвящена современным системам управленческого учета - таргет-костингу и кайдзен-костингу. Анализируются наиболее важные аспекты определения «таргет-костинг», выявлено различие между целевой и нормативной себестоимостью. Особое внимание уделяется применению на предприятиях систем таргет-костинга и кайдзен-костинга в зависимости от стадий жизненного цикла продукта. Также представлен потенциал влияния системы таргет-костинг на отклонения нормативной себестоимости от целевой.

Ключевые слова: управленческий учет, целевая себестоимость, сметная (нормативная) себестоимость, таргет-костинг, кайдзен-костинг, стадии жизненного цикла продукта, стадии разработки изделия

Для эффективного ведения предпринимательской деятельности важно иметь конкурентоспособный товар, удовлетворяющий потребности покупателя и обеспечивающий ожидаемую прибыль производителю.  В условиях жесткой конкуренции для получения желаемой прибыли и процветания предприятиям необходимо следовать трем фундаментальным правилам:
1)    предлагать именно такие товары, которые необходимы потребителям (обеспечивать качество);
2)    предлагать товары в то время, когда потребители хотят их купить (обеспечивать своевременность);
3)    продавать товары по конкурентоспособной цене.
Обеспечить конкурентоспособные цены можно путем влияния на прибыль и издержки, однако для любого предприятия снижение цены за счет снижения прибыли может иметь негативные последствия. Поэтому менеджерам все чаще приходится использовать новые подходы к управлению, ориентированные как на  внешние ресурсы (потребности покупателей, поведение конкурентов и др.), так и внутренние (управление затратами).   Если ранее традиционные системы управленческого учета оправдывали себя, то сейчас, в условиях современной конкурентной среды и с вступлением России в ВТО, пересмотр и изменение способов управления себестоимостью продукции становится одной из важных задач для предприятия.
Наиболее перспективный путь достижения конкурентоспособных цен - это внедрение на предприятии систем таргет-костинг и кайдзен-костинг. Таргет-костинг представляет собой целевое управление затратами в целях достижения целевой цены и целевой прибыли. Кайдзен-костинг - это способ достижения желаемой прибыли с помощью постоянных, незначительных улучшений в деятельности человека на рабочем месте.
При этом необходимо отметить, что современные системы управленческого учета таргет-костинг и кайдзен-костинг применяются в зависимости от стадий жизненного цикла продукта. Так, если таргет-костинг может повлиять на себестоимость во время разработки нового изделия, то кайдзен-костинг применяется в процессе его производства (на всех стадиях жизненного цикла продукта, начиная от внедрения и заканчивая спадом).
Таргет-костинг – это упорядоченный процесс определения целевой (заранее запланированной) себестоимости нового изделия для получения желаемой прибыли и достижения ожидаемой продажной цены в будущем.
Необходимо выделить наиболее важные аспекты в данном определении:
- упорядоченный процесс – последовательное участие в разработке нового изделия всех подразделений: проектного, финансового, производственного, маркетингового и других; а также их тесное взаимодействие - как сплоченный коллектив, имеющий одну цель;
- новое изделие – разрабатываемое изделие должно иметь такие особенности, которые действительно необходимы потребителю – необходимо тщательное маркетинговое исследование на выявление потребностей будущих покупателей;
- желаемая прибыль – заранее установленная минимальная величина, которую планируется получить, реализовав произведенный товар (целевая прибыль);
- ожидаемая продажная цена – заранее известная цена, по которой будет реализовываться произведенный товар (целевая цена). Она может зависеть от рыночных условий, общих потребностей покупателей, поведения конкурентов и общей экономической ситуации в стране.
Целевая себестоимость рассчитывается по формуле 1.

Целевая себестоимость = Целевая цена – Целевая прибыль                      (1)

Имея равенство, представленное в формуле 1, нетрудно заметить, что в первую очередь определяется целевая цена на данный вид изделия, затем устанавливается желаемый размер прибыли и рассчитывается максимально возможный размер себестоимости. Также важно отметить, что необходимо отличать целевую себестоимость – это себестоимость,  максимально допустимая в данных рыночных условиях, от традиционной для российских производственных предприятий – сметной себестоимости – это калькуляция себестоимости на основе норм и нормативов, традиционно используемая в современной системе управленческого учета. Устранение отклонения между сметной себестоимостью и целевой при неизменном качестве изделия – объект исследования системы таргет-костинг.
При доведении сметной себестоимости до целевой ошибочно предполагать, что основные издержки на продукцию формируются в момент их запуска в производство, и что внедрять таргет-костинг целесообразно ближе к этому этапу разработки изделия. Многие предполагают, что повлиять на издержки в большей мере можно тогда, когда проводятся опытно-конструкторские работы: принимается решение, как будет выглядеть продукт, какова будет его структура и состав, какие компоненты будут использованы и каким будет производственный процесс. На самом деле, чем ближе разрабатываемое изделие подходит к процессу производства, тем сложнее повлиять на его себестоимость.
Убедимся в этом, обратившись к рисунку 1, который показывает, что издержки начинают формироваться на самой ранней стадии разработки изделия [3, с.225].
На рисунке видно, что вероятность ликвидировать разницу между сметной и целевой себестоимостью высока на самых ранних стадиях создания продукта.

Рисунок 1. Способность системы таргет-костинг повлиять на сметную себестоимостью в целях снижения ее отклонений от целевой

Все этапы процесса создания нового изделия условно можно разделить на две фазы: исследовательская фаза (маркетинговые исследования потребностей рынка, разработка концепции, анализ возможностей на осуществимость проекта, научно-исследовательская работа) и фаза проектирования нового продукта (опытно-конструкторские разработки, запуск в производство).
Так, наибольшее сокращение сметных издержек в системе управленческого учета приносят мероприятия исследовательской фазы. К тому времени, когда изделие попадает в опытно-конструкторский отдел, более 50 % общих издержек уже сформированы и  вероятность снизить издержки на этом этапе (как правило, за счет традиционного снижения стоимости материалов и производственных расходов) очень сильно ослабевает и близка к 25%. Поэтому внедрение таргет-костинга на более ранней стадии процесса разработки изделия принесет наибольший эффект.
Рассмотрим более подробно все этапы разработки нового изделия с точки зрения возможности повлиять на изменение сметной себестоимости.
На стадии маркетинговых исследований потребностей рынка потенциал устранения отклонения между сметной и целевой себестоимостью наиболее высок и близок к 100%, поэтому тщательная проработка данного этапа представляет высокую ценность для таргет-костинга. Маркетинговые исследования включают в себя [1, с.191]:
1)анализ целевого рынка:
- определение потребности в товаре;
- изучение факторов, мотивирующих и демотивирующих потребление (причины удобства, необходимости в обиходе, престиже, дизайн, цвет, форма);
- покупательная способность потребителей;
- ценности и установки покупателей;
- удовлетворенность потребителей и другие.
2) анализ емкости рынка;
3) анализ каналов сбыта;
4) анализ конкуренции;
5) макроэкономический анализ;
6) анализ социально-экономической среды и прочие виды анализа.
При разработке концепции нового продукта, то есть представлений о создаваемом товаре, определяется, с каки¬ми другими продуктами он будет конкурировать, проводится позиционирова¬ние нового продукта. На этом этапе должны широко использоваться результаты маркетинговых исследований, на основе которых проводится функционально-стоимостной анализ. Возможность снизить издержки на этом этапе достаточно высока - более 70%.
Анализ возможностей на осуществимость проекта по разработке нового изделия представляет собой более детальную оценку идеи нового продукта с точки зрения требующихся инвестиций, ожидаемых объемов продаж, цен, затрат, размеров прибылей и планируемого возврата инвестиций. Данный этап включает в себя прогноз затрат, связанных с развитием продукта, выходом на рынок и продажами; оценку объема реализации (оборота, выручки); прогноз прибыли; учет неопределенности; технико-экономическую экспертизу. Потенциал экономии затрат на данной стадии разработки изделия превышает 50%.
Научно-исследовательская работа представляет собой непрерывную деятельность по исследованию, разработке и испытанию новой информации в области конструкции, дизайна, процессов (технологий), которые будут в дальнейшим применены при разработке изделий. В зависимости от целей, содержания и характера результатов различают фундаментальные исследования, поисковые исследования, прикладные исследования. Потенциал экономии затрат на данной стадии разработки изделия менее  30%.
Опытно-конструкторские разработки – это комплекс работ, осуществляемых с целью создания новых видов техники с заданными технико-экономическими параметрами в виде опытного образца, опытной установки и рабочей документации для их промышленного изготовления и использования. Также подготавливается перечень технологического оборудования, производится верификация технологии. Особенно важным для таргет-костинга на данном этапе становится совместная координация и коммуникация между конструкторами и технологами. Возможность снижения затрат на данной стадии разработки изделия менее  20%.
На этапе подготовка производства происходит практическая реализация всей технологии, спроектированной на предыдущем этапе: изготовление и приемка оснастки и приспособлений, окончательный монтаж и подготовка всего технологического оборудования. Производится практическая проверка работоспособности всего технологического процесса на основе выпуска установочной серии продукции. Установочная серия позволяет оценить качество планируемых процессов и оптимизировать процесс серийного производства. На данном этапе вероятность сокращения сметных издержек менее 10%.
Таким образом, проведенное исследование показало, что эффективность от внедрения таргет-костинга наиболее высока на самых ранних стадиях разработки изделий.
В заключение следует отметить, что по данным “Hopkins Bailey”, в зависимости от различных факторов были выявлены следующие причины провала новых продуктов [2, с.29]:
- недостаточный анализ рынка – 45%;
- дефекты продукта – 29%;
- недостаток эффективных маркетинговых мероприятий – 25%;
- чрезмерно высокие издержки – 19%;
- недостаточная поддержка при выведении товара на рынок – 14%;
- производственные проблемы – 12%;
- другие причины – 24%.
Наиболее высокие проценты причин провала новых изделий выявлены на этапах разработки товаров (недостаточный анализ рынка, недостаток маркетинговых исследований)  и во время его производства (дефекты продукта, производственные проблемы). Это еще раз доказывает, что применение современных систем управленческого учета - таргет-костинга на этапах разработки товаров, а кайдзен-костинга - на этапах его производства - позволит сократить издержки при неизменном качестве товара и  желаемом уровне прибыли.

Список литературы:

1.    Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: учеб. Пособие для студентов, обучающихся по специальности 061100 «Менеджмент организации». Москва: Изд. «Омега-Л», 2007. 664с.
2.    Cooper R.G. Winning at new products. London. Kogan page, 1988.
3.    Smith Preston G & Reinertsen, Donald G, Developing Products in Half The Time. New York: Van Nostrand Reinhold, 1995.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 350 рублей для России и 420 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 120 рублей

Реквизиты для оплаты через банк